Тема дисциплины и междисциплинарные связи

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТА

Тема. Регуляция активности ферментов

Цель занятия

В результате лабораторно-практического занятия будет достигнут уровень компетенций ОК-1, ПК-3, ПК-9

Студент должен знать:

  • правила техники безопасности и работы в биохимических лабораториях

· модификаторы активности ферментов

· типы ингибирования ферментов

· применение ингибиторов ферментов в качестве лекарственных препаратов

· виды регуляции активности ферментов

· применение ферментов в медицине

Студент должен уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для подготовки к занятию
  • пользоваться лабораторным оборудованием
  • определять вид специфичности ферментов
  • определять тип ингибирования фермента
  • приводить примеры веществ – ингибиторов ферментов
  • определять вид регуляции активности фермента
  • приводить примеры веществ и процессов, увеличивающих активность ферментов
  • устанавливать путем кинетических исследований модифицирующее влияние различных соединений на активность фермента.

Студент должен владеть:

  • базовыми технологиями биохимических исследований, преобразования информации различной сложности
  • медико-биологическим понятийным аппаратом, современной биохимической терминологией
  • основными навыками обращения с лабораторным оборудованием.

Интеграция темы.

Тема дисциплины и внутридисциплинарные связи

№ п/п   Внутридисциплинарные связи Наименование темы
Регуляция активности ферментов. Специфичность действия ферментов
  Строение и функции белков и аминокислот +
  Витамины +
  Ферменты  
  Структура и функции липидов +
  Биологические мембраны. Строение и функции. Транспорт веществ через мембрану +
  Передача сигнала в клетку +
  Введение в обмен веществ. Биологическое окисление +
  Обмен углеводов +
  Обмен липидов +
  Обмен белков и аминокислот +
  Обмен нуклеотидов +
  Матричные биосинтезы +
  Обмен хромопротеинов +
  Биохимия крови и мочи +
  Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов +
  Метаболические процессы в соединительной ткани +
  Нервная и мышечная ткань +

Тема дисциплины и междисциплинарные связи

№ п/п   Междисциплинарные связи Наименование темы
Ферменты. Регуляция активности ферментов
  Нормальная физиология +
  Патологическая физиология +
  Патологическая анатомия +
  Фармакология +
  Микробиология и вирусология +
  Иммунология +
  Клинические дисциплины +
  Профессиональные дисциплины +

Время занятия – 90минут

Оснащение занятия:

Реактивы: крахмал, 0,5%-ный раствор; свежеприготовленный раствор иода в иодиде калия; хлорид натрия, 1%-ный раствор; сульфат меди(II), 1%-ный раствор; фенилтиомочевина, 0,02%-ный раствор; малоновая кислота, 1%-ный раствор; нейтрализованный NaOH; сукцинат натрия, 1%-ный раствор; вазелиновое масло; пероксид водорода, 3%-ный раствор; пероксид водорода, 1%-ный раствор; серная кислота 10-ный раствор; перманганат калия 0,05н. раствор; азид натрия 1%-ный раствор.

Оборудование: штатив с пробирками; колбы, емкостью 50-100 мл водяная баня; лабораторный термометр; пипетка Мора; пипетки вместимостью 1мл, 5мл; микропипетка вместимостью 0,02 мл; глазные пипетки; часы.

Материал. Разбавленная слюна. Для её получения промывают рот водой от остатков пищи. Набирают в рот порцию дистиллированной воды около 20 мл и держат ее примерно 2 мин, смешивая языком со слюной. Жидкость со слюной выпускают в стаканчик и профильтровывают через вату в пробирку. Фильтрат разводят водой в 10 раз.

Мышечная кашица, полученная после забоя животного. Цельная кровь, разведённая водой в 10 раз, 1000раз.

Место проведения – биохимическая лаборатория.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Ингибиторы ферментов: обратимые (конкурентные и неконкурентные) и необратимые (специфические и неспецифические) ингибиторы. Бесконкурентные ингибиторы. Примеры.
  2. Механизмы действия ингибиторов.
  3. Использование ингибиторов в качестве лекарственных препаратов.
  4. Регуляция активности ферментов: фосфорилирование-дефосфорилирование, частичный протеолиз, ассоциация-диссоциация протомеров, аллостерическая регуляция.
  5. Специфичность действия ферментов (абсолютная, групповая, стереохимическая, специфичность путей превращения).

План самостоятельной работы студентов.

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время, мин
1. Собеседование. Определение темы и цели занятия, обоснование актуальности. Раскрыть практическую значимость в подготовке врача  
2. Самостоятельная экспериментальная работа. Выполнение лабораторных работ: 1) Активаторы и ингибиторы α-амилазы слюны 2) Действие конкурентных ингибиторов на сукцинатдегидрогеназу мышечной ткани 3) Неконкурентное ингибирование каталазы крови 4) Специфичность действия амилазы и сахараза Приобретение навыков исследования ферментов  
3. Оформление результатов лабораторной работы и выводы по результатам работы. Оформление протокола лабораторной работы согласно описанию лабораторных работ, выполняемых на занятии. Формирование у студентов умения объяснять результаты экспериментальных данных с использованием теоретических знаний, обобщать полученные результаты, делать выводы.  
4. Отчет – защита протокола лабораторной работы. Студент отвечает на вопросы преподавателя по проделанной работе и на несколько теоретических вопросов по изучаемой теме. Выявление степени усвоения изучаемой темы.  
5. Заключение. Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Преподаватель ориентирует студентов на самостоятельную работу дома к следующему занятию. Повышение эффективности самостоятельной внеаудиторной подготовки.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: