Развод и повторный брак: предмет противоречий

Я убежден, что ни одна группа христиан, выбранная из случайных людей, не придет когда-либо к единогласию в отношении развода и повторного брака. Я пойду еще дальше. Я не верю, что основные американские теологи придут к единогласию на эту тему, даже если будут путешествовать по Соединенным Штатам все лето! Определенно, это противоречивый предмет. Следовательно, независимо от того, к каким заключениям я приду, я уверен, что некоторые весьма надежные, компетентные и чистосердечные люди с этим не согласятся. Поэтому не пишите лишних открыток и писем!

Вопрос, на который все хотят получить ответ, — когда развод допустим? Из-за ограничений во времени и пространстве я избавлю вас от многочисленных и многословных цитат. Достаточно, если я, отвечая на вопрос, буду подразумевать повторный брак в голове. Другими словами, мои ответы предполагают, что на самом деле мы спрашиваем: «Существуют ли библейские основания для повторного брака?»

Я полагаю, да. Я искал в Писании, читал все, что попадало мне в руки, и обсуждал эту тему с женой, друзьями, товарищами, членами церковного совета, пасторами, многими профессорами теологии и другими серьезными людьми, изучающими Библию. Я беседовал со многими разведенными, одинокими людьми, женатыми парами, издателями, авторами книг на эту тему и специалистами в этой области, как с христианами, так и нехристианами. Вот мои заключения, упрощенные ради ясности.

Я верю, что христианин имеет библейское основание для повторного брака, когда развод происходит при одном из следующих обстоятельств, описанных ниже:

1. Когда заключение брака и развод произошли до спасения.

Во Втором послании к Коринфянам (5:17) мы читаем слова: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».

Я понимаю это буквально. Даже до крайности! Я думаю, «новая» означает именно

«новая»... поэтому, когда Бог обещает уверовавшему грешнику, что он «новое творение», я так это и понимаю. Совершенно новое, свежее создание. Не такое, как раньше. Когда Бог обещает, что «все старое» проходит, это, конечно же, включает и развод до спасения. Кроме того, как мог какой-нибудь неверующий, будучи чужим Богу и находящимся во вражде с Ним, знать Его волю относительно выбора брачного партнера на всю жизнь? Если тщательно подумать, я полагаю, это включается в понимание Божьей чрезмерной благодати об очищении нас, когда мы поворачиваемся верой к Господу Иисусу Христу.

Когда заключение брака и развод произошли до спасения, Бог дарует Своему

«новому творению» право жениться повторно.

2. Когда партнер виновен в сексуальной аморальности и не желает покаяться и жить в верности со своим супругом.


Я понимаю, что много всего было написано по этому поводу. Повторюсь, я прочел все, что попадалось мне в руки, поэтому не пишу эти слова второпях и поверхностно. Я осознаю трудности при определении виновной стороны, когда дело доходит до беспорядочных сексуальных отношений. Я также понимаю субъективность подходов при идентификации понятия «сексуальной аморальности». Такие понятия должны быть четко определены, обычно с помощью квалифицированного консультанта, который может привнести объективность и мудрость в вопросы такой важности. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

Тем не менее мы не можем игнорировать или отвергнуть то, что Христос сказал в Евангелии от Матфея (19:9): «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».

Предлагались разнообразные интерпретации для объяснения того, что говорил наш Господь. Честно говоря, проверив каждое из предположений и теорий (некоторые из них чрезвычайно натянуты и усложнены), я возвращаюсь к стиху и принимаю его в основном звучании.

В течение всей моей христианской жизни я оперировал очень простым, но все же надежным принципом интерпретации: если прямое значение имеет здравый смысл, то не ищи другого. Давайте проделаем это здесь.

Когда супруг виновен в аморальных сексуальных связях с другим человеком и не желает оставаться верным своему невинному партнеру, для верного супруга есть выбор развестись и жениться повторно.

Перед тем как перейти к третьей причине, позвольте попросить вас перечитать последнее предложение. Я хочу его немного обсудить. Следует подчеркнуть две мысли. Во-первых, это не просто случай быстрого секса тайком, разовый случай. Это паранойя.

Я употребляю это слово, чтобы обозначить аморальность, предполагающую постоянное нежелание оставаться верным. Я не хочу использовать этот термин, чтобы не быть неправильно понятым, но имею в виду обыденность аморального образа жизни, очевидную склонность практиковать неразборчивые отношения вне брачных уз.

Во-вторых, у верного партнера есть выбор уйти... но это не обязательство. Я видел многочисленные браки восстановленными, а не пришедшими к концу из-за того, что у верного партнера не было внутреннего намерения развестись. Насколько лучше искать пути, чтобы улучшить брак, нежели взволнованно предвидеть очевидность необходимости разорвать отношения. Но бывают случаи, когда сделаны все попытки сохранить брак... но упорная супружеская неверность не позволяет это осуществить. В таких случаях наш Господь дарует свободу от этой жалкой и невыносимой тяжести.

3. Когда один из супругов — неверующий, и он намеренно и постоянно бросает верующего партнера.

Вам, вероятно, не надо говорить, что чистосердечными и квалифицированными исследователями Писания были сделаны самые разнообразные предположения для объяснения слова «бросает»... и выяснения, что же в действительности обозначают слова «не связаны». Из-за того, что я обещал освободить вас от бесчисленных цитат и целых страниц многословия, я не стану пытаться представить все мнения, которые


варьируются от крайне консервативных до абсолютно сумасшедших (по моему мнению!). Но, возможно, необходимо сказать о предосторожности.

Когда мы читаем об уходе неверующего партнера, то должны ясно понять, Павел не имеет в виду мгновенное, быстрое решение бросить все и убежать... только для того, чтобы немного погодя вернуться. Нет, «уйти» значит уйти. Подразумевается постоянство. Это выражается в определенном и преднамеренном решении, которое приводит к разрыву отношений без желания возврата, без интереса поднимать эту семью, без планов нести за нее ответственность и без посвящения себя данным

когда-то клятвам. Это «уход». И тот, кого оставили, мало сомневается по этому поводу. Брак завершен. Пришел к финишу. Окончен.

Резюме и предупреждение

Я согласен с Джоном Р. В. Стоттом: «[Развод был] божественной уступкой человеческим слабостям»11. Никакой христианин не должен активно искать разрыва его или ее брачных уз. Некоторые из самых лучших вещей, которым Богу нужно научить Своих детей, изучаются через прохождение трудностей в браке.

Можно рассказать многочисленные истории о том, как Бог почитает настойчивость партнеров, которых притесняют и игнорируют, а они отказываются сдаваться.

Но в определенных экстремальных случаях, против желаний и усилий посвященного партнера, брачные узы разрушаются до степени невозможности восстановления никакими человеческими способностями. Писание учит, что «божественная уступка человеческим слабостям» временами оправдана, предоставляя разведенному христианину право и свободу жениться повторно в Господе.

В конце этой главы должно прозвучать предупреждение. Поскольку мы, люди, грешные и слабые, мы все вооружены примечательной способностью оправдываться. Несмотря на то, что мы сознательно этому противостоим, но все же когда испытываем трудности в браке, то начинаем искать пути «из», вместо пути «через». При достаточном количестве времени, в суровых испытаниях развод будет казаться нашим единственным выходом, нашей долго ожидаемой и многозаслуженной утопией. И мы начнем двигаться в этом направлении, временами игнорируя внутренний голос Духа Божьего и нарушая записанные принципы Божьего Слова. Прискорбное дело.

Я предостерегаю всех нас от таких мыслей и действий. Довести до конца эту плотскую процедуру означает «закоротить» лучший план, приготовленный Богом для Своих людей, хуже того, обернуть славную благодать Бога в оправдание вины, делая то, что мы изобрели, вместо принятия того, что Он создал.

Там, где Бог позволяет развод и повторный брак, давайте будем смиренно принимать это без страха или вины. Давайте не называть нечистым то, что Он называет чистым. Но давайте никогда не вкладывать свои слова в Его уста и не заставлять Его говорить то, что Он на самом деле не говорил. Не важно, насколько несчастными мы можем быть.

11 Джон Р. В. Стотт, Христианская контркультура (Донерз Гров, Интервасити Пресс, 1978), с. 95.


Есть что-то более страшное, чем жить в дисгармонии с партнером. Это жить в непослушании Богу12.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: