Для характеристики условий и механизма формирования равновесного объема национального производства при негибкости цен во всей системе национальных рынков (т.е. при условии стабильности уровня цен на блага, процентной ставки, ставки заработной платы и обменного курса валют) Кейнсом была разработана статическая краткосрочная модель «доходы — расходы». Основным условием равновесия на рынке благ является равенство произведенного национального дохода (У) совокупным расходам на его покупку (Е = С + I + G + Ехр). Используя функцию потребления, можем записать данное условие в следующем виде:
Y= С0+ CУ * (У-Т) + I + G + Ехр.
Если государственная бюджетно-налоговая политика стабильна, то государственные расходы (G) и налоги (Т) являются заданными величинами. Если неизменны все цены, то будут стабильными значения автономного потребления, инвестиций и чистого экспорта. Следовательно, агрегированные плановые расходы (Е) будут расти пропорционально доходу: Е = Е (Y). Это означает, что график плановых расходов может быть получен путем сдвига графика потребления вверх по оси ординат на величину автономных расходов (А0 = С0 + I + G + Ехр). Тогда модель "доходы- расходы" графически может быть представлена следующим образом:
Когда экономика находится в точке М, лежащей на пересечении биссектрисы угла и графика плановых расходов, планы производителей и потребителей будут совпадать, т.е. объем выпуска достигнет своего равновесного значения (У* = Е*).
Рис. Модель "доходы—расходы"
Механизм восстановления нарушенного равновесия действует следующим образом. Допустим, что достигнут реальный объем выпуска (У1), который меньше своего равновесного значения (У1 < У*). В этом случае объем запланированных расходов (Е1) будет больше, чем объем выпуска (Е1 > У1). На рынке благ возникнет дефицит. Предприниматели обнаружат, что их товарные запасы истощаются, и будут нанимать новых рабочих и увеличивать объем производства. По мере роста объема производства и дохода, домохозяйства будут увеличивать свои потребительские расходы. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится нарушенное равновесие.
Если объем выпуска превышает свое равновесное значение (У2 > У*), то на рынке благ возникнет избыток. Предприниматели обнаружат, что запасы готовой продукции на складах растут. Столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, они будут уменьшать объем производства и занятости. Результатом будет снижение дохода и потребительских расходов домохозяйств. Оно будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения.
При увеличении инвестиций, которое ведет к увеличению совокупных расходов (сдвиг кривой агрегированных плановых расходов из положения Е0 в положение Е2), равновесный объем национального производства увеличивается. В противном случае (сдвиг кривой плановых расходов из положения Е0 в положение Е1 при уменьшении инвестиций) равновесный объем выпуска сокращается.
В обоих случаях изменение равновесного объема производства превышает обусловившее его изменение агрегированных расходов (∆У1 > ∆Е1, и ∆У2 > ∆Е2). Такая ситуация не случайна. Она порождается наличием мультипликативного эффекта в экономике. Суть этого эффекта состоит в том, что прирост инвестиций приводит к многократному увеличению национального дохода. Это объясняется тем, что дополнительные инвестиционные расходы предпринимателей превращаются в доходы домохозяйств, которые часть своих дополнительных доходов направляют на потребление. Потребительские расходы одних домохозяйств, становятся доходами других.
Рис. Влияние инвестиций на равновесный объем национального производства
Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, называется мультипликатором µ. Его величина характеризует соотношение между отклонением от равновесного объема реального национального дохода и исходным изменением инвестиционных расходов:
µ = ∆У/ ∆I, где
∆У- изменения в реальном НД,
∆I - изменения в инвестициях.
В общем виде формула мультипликатора может быть записана следующим образом:
µ = 1/(1-СУ) = 1/Sу
Прирост равновесного значения реального НД при любом изменении инвестиций:
∆У = µ * ∆I = ∆I /(1 — CУ) = ∆I /SУ.
Следует иметь в виду, что мультипликатор оказывает двустороннее воздействие на экономику. С одной стороны, рост инвестиций ведет к мультипликативному увеличению дохода. С другой стороны, при снижении инвестиций происходит многократное уменьшение национального дохода.
Модель "доходы — расходы" и анализ мультипликатора свидетельствуют о существовании парадокса бережливости, который состоит в том, что стремление общества к увеличению своего богатства путем наращивания сбережений может закончится тем, что сбережения не увеличатся, а уровень дохода упадет.
Если домохозяйства увеличивают склонность к сбережениям, то при неизменном уровне автономных расходов объем получаемого ими реального дохода сократится, а сбережения, несмотря на рост их доли в каждой единице располагаемого дохода, не изменятся, поскольку доход упадет пропорционально росту предельной склонности к сбережению. Если же люди, напротив, будут расходовать на потребление большую часть своего располагаемого дохода, то им удастся увеличить свой доход без снижения объема сбережений.
Если при равновесном объеме национального дохода У* домохозяйства будут стремиться сберегать больше и снизят предельную склонность к потреблению, то угол наклона кривой агрегированных плановых расходов уменьшится и она сдвинется из положения Е0 в положение E1 Следствием явится снижение уровня дохода до У1*,. При этом уровне дохода объем сбережений останется таким же, каким он был при доходе У0*, а объем потребления снизится на величину ∆С.
Рис. Парадокс бережливости
Парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать инвестиции. На основании этого парадокса Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств большая склонность к сбережению, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений.