double arrow

Инструменты фискальной политики

В рамках фискальной политики государство может воздействовать на экономику с помощью двух основных инструментов:

- взимание налоговых платежей (налогообложение);

- осуществление государственных расходов.

Первым инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный взнос в госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством.

Как видно из данного определения, понятие налога имеет обобщающий характер. Помимо собственно налогов в него входят и другие разновидности обязательных платежей, приравненные к налогам (сборы, пошлины).

Вся совокупность налогов и приравненных к ним платежей представляет собой налоговую систему страны, состав которой закрепляется законодательными актами. В России таким актом является Налоговый кодекс РФ.

Основными принципами построения налоговой системы являются:[7]

- равнонапряженность налогового изъятия;

- однократность налогообложения (недопущение двойного налогообложения);

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Виды налогов могут быть самыми разнообразными, в зависимости от конкретных критериев классификации. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. В зависимости от объекта налогообложения все налоги делятся на:

- прямые налоги;

- косвенные налоги.

Прямые налоги налагаются на отдельное лицо (юридическое или физическое), при этом объектом налогообложения служат либо доходы этого лица (такие налоги еще называют личными), либо стоимость его имущества (такие налоги называют реальными).

Примерами личных прямых налогов могут быть подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.

Примерами реальных прямых налогов являются налог на недвижимость, налог на наследство и др.

Косвенные налоги, в отличие от этого, налагаются не на конкретное лицо, а на определённые виды деятельности (например, на куплю-продажу товаров), объектом налогообложения здесь является сумма сделки, цена товара или ее часть.

Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

2. В зависимости от шкалы налогообложения налоги делятся на:

- прогрессивные налоги;

- регрессивные налоги;

- пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог – налог, ставка которого растет по мере роста облагаемой суммы.

Регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой суммы (чаще всего это относится к косвенным налогам).

Пропорциональный налог – налог, по которому установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.

В общих чертах прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на богатых, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по бедным, а пропорциональные налоги равномерно распределяют налоговое бремя на всех.

3. В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налоговая сумма, налоги в России подразделяются на:

- федеральные налоги;

- налоги субъектов федерации;

- местные (муниципальные) налоги.

К федеральным налогам и сборам в России относятся:[8]

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам в России относятся:[9]

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам в России относятся:[10]

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Как государство должно пользоваться этим инструментом? Например, что нужно сделать для того, чтобы увеличить поступления в бюджет? На первый взгляд, ответ прост – увеличить налоговые ставки. Но это не совсем так.

Повышение ставок налогообложения отнюдь не означает, что государство увеличит получаемые суммы налогов.

Исследования американского экономиста Артура Лаффера показали, что существует определенный максимальный уровень подоходного налога, превышение которого государством ведет не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет. Данное явление получило в экономической науке название эффект Лаффера, а его графическое изображение – кривая Лаффера.

Эффект Лаффера – закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера строится следующим образом (рис. 1). По горизонтальной оси откладываются значения налоговых ставок (t, %), а по вертикальной - величины поступления налоговых сумм (T, ден. ед.). Если t=0, то государство не получит никаких налоговых поступлений (Т=0). Совершенно очевидно, что и в случае, если t=100, государство ничего не получит, так как никто не будет заинтересован работать и зарабатывать какие-то суммы только ради того, чтобы все отдать государству. При всех других налоговых ставках (0<t<100) отдельные лица и фирмы будут и получать доход, и платить подоходный налог. При какой-то ставке t0 общая сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума T0. Попытки повысить t, например, до величины t1, приведут к снижению величины T, поскольку для экономических субъектов выгоднее будет перейти на менее оплачиваемую работу или получать меньшую прибыль, чем платить столь высокие суммы налога, или же резко возрастет укрывательство доходов.

Рис. 1. Кривая Лаффера

Какова величина оптимальной налоговой ставки t0? Она зависит от конкретных обстоятельств. Так, по мнению того же А. Лаффера, являвшегося экономическим советником администрации президента Р. Рейгана, США в конце 70-х гг. прошлого века перешли этот рубеж, и главным элементом экономической политики Рейгана («рейганомики») стало принятие в 1981 г. закона, который предусматривал, в частности, сокращение ставок индивидуального подоходного налога на 23%, а также сокращение с 70 до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала. Как известно, результаты этой политики оказались в целом успешными. Снижение налоговых ставок предпринималось в последней трети XX в. также в Великобритании, Канаде, Японии, ФРГ, Франции.

В то же время в Швеции и других скандинавских странах сохраняются одни из самых высоких в мире налоговых ставок. Так, максимальная ставка налога на средний доход рабочего, занятого полный рабочий день, составляет 50–65% (хотя фактически в связи с разного рода льготами она несколько ниже). Максимальная прогрессивная ставка налога на доходы служащего достигает 80%.

Другим инструментом фискальной политики являются государственные расходы. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что они неоднородны и делятся на две больших группы:

- государственные закупки;

- трансфертные платежи (трансферты).

Государственные закупки – расходы государства на приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные блага).

Трансфертные платежи – выплаты отдельным домохозяйствам или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе. К ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии, компенсации и др.

Равнозначны ли эти группы государственных расходов с точки зрения фискальной политики? Конечно же, нет. Если государственные закупки оказывают непосредственное влияние на производство, выражающееся в росте или снижении объема ВВП, то трансферты такого влияния на объем производства не оказывают, а влияют на структуру производства (с их помощью осуществляется перераспределение доходов в обществе, в результате чего изменяется структура совокупного спроса и, соответственно, структура ВВП).

Поэтому в фискальной политике наиболее активно используются государственные закупки, а трансфертные платежи имеют большее отношение к социальной политике.

Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в величине чистых налогов – налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей.

Таковы основные инструменты фискальной политики. Теперь нам нужно рассмотреть, как они применяются на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: