Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем суть концепции умственного развития Пиаже?

2. Какое значение имеет практическая деятельность ребенка для разви­тия у него наглядно-действенного мышления?

3. Какие виды деятельности способствуют развитию наглядно-образного мышления?

4. Как формируются у ребенка обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности?

5. Как создаются предпосылки для формирования обобщенных пред­ставлений и элементарных понятий?

6. Какие показатели включаются в понятие «умственное развитие»?

7. Какие игры-занятия проводятся для развития у ребенка логического мышления?

8. Какие специальные занятия проводятся для развития у детей понима­ния скрытого смысла рассказа или сказки?

9. В чем специфика процессов восприятия у детей с отклонениями в развитии?


Ю Какие специальные упражнения полезно использовать для развития и совершенствования восприятия пространства, величины, формы, рас­стояния, местоположения и пространственных отношений между предметами?

11 Как формировать представления о форме предметов?

12. Какие игры можно использовать для формирования представлений о величине предметов?

13. Как формировать понятия «высокий — низкий», «длинный — корот­кий»?

14. Какая последовательность должна соблюдаться при проведении за­нятий со строительным материалом?

15. Какие упражнения используются для развития слухового восприятия и фонематического слуха?

16. Что такое стереогноз и какие игры используют для его развития?

17. Как проводится работа по развитию представлений о цвете?

18. Какие упражнения могут быть полезны для обучения различению гео­метрических фигур?

19. Каковы особенности развития пространственных представлений у де­тей с отклонениями в развитии?

20. Какие игры-упражнения используются для развития пространственных представлений?

21. Какие формы организации художественной деятельности детей могут использовать педагог и родители?

22. Каково значение игры в психическом развитии ребенка?

23. Какие этапы проходит развитие игры?

24. Какое значение для развития ребенка с особыми потребностями име­ет коррекционно-педагогическая работа по ознакомлению его с окру­жающим миром?

25. Когда и где следует начинать знакомить ребенка с предметами и яв­лениями окружающей действительности?

26. С какими предметами и явлениями следует познакомить ребенка пре­жде всего?

27. По каким темам и в каком порядке следует проводить работу по озна­комлению ребенка с окружающим миром?

28. Какую роль играет развитие речи при подготовке ребенка с отклоне­ниями в развитии?

29. Что такое «общее недоразвитие речи» и «нарушение речи»?

30. Какие задачи решаются на различных этапах формирования устной речи и коррекции речевых нарушений?

31. Какие речевые нарушения, помимо общего недоразвития речи, наи­более часто встречаются у детей дошкольного возраста?

32. Как проводится логопедическая работа при дислалии?

33. Какие специальные упражнения разработаны для развития и ощуще­ния артикуляционных поз и координации речевых движений?

34. На какие этапы подразделяется работа по развитию фонематического восприятия?

35. Какова специфика работы, направленной на предупреждение и пре­одоление заикания?


36. Какое значение для познавательной деятельности имеет развитие речи?

37. Какую роль в развитии познавательной деятельности имеет эмоцио­нальное отношение к ней ребенка?

Рекомендуемая литература

Асланова С.Р., Крапивина Л.М. Организация и содержание охрани­тельного режима для детей группы риска заикания. В кн.: Ребенок. Ран­нее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Москва-Воронеж, 2001.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольника­ми. М., 1959.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давы­дова. М., 1983.

Галопов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет.М., 2001.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до пяти лет. М., 2001.

Гепииг М.Г., Герман Н.Н. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980.

Гришипун Б.М. Дислалия. В кн.: Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционная работа с неговорящими детьми. М., 2001.

Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М., 1983.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М, 1993.

Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Фшичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Маркова А.К, Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петроза­водск, 1992.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969.

Подъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в процессе конструк­тивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в дет­ском саду. М., 1972.

Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы ло­гопедических занятий: заикание у детей. М., 1994.

Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. М., 1994.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2000.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащих­ся. М., 1986.

Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатка­ми слуха. М., 1991.

Тингей-Мнхаэлис К. Дети с недостатками развития. М., 1988.


Фшичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. М., 1993.

Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.

М, 1965.

Юртайкин В.В., Жиянова П.Л. Игрушки вашего малыша. Первый год жизни. М.,2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: