Глава 1. Общий теоретический подход

Принципы лечебной педагогики базируются на фундаменталь­ных исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорож­ца, Д.Б. Эльконина и др.

Эффективность лечебно-педагогической работы во многом за­висит от дифференцированного подхода к каждому ребенку с уче­том ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняю­щих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.

Для выбора наиболее эффективных методов лечебно-педаго­гического воздействия необходимо знать характер первичного дефекта при той или иной форме аномального развития и его зако­номерное влияние на формирование вторичных отклонений в пси­хическом развитии. Несмотря на то что первичный дефект у раз­личных категорий детей с отклонениями в развитии может отли­чаться по своему характеру, степени выраженности и значимости, общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка. Важное значение имеет время возникновения первичного наруше­ния. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Именно ранняя первичная недостаточность тех или иных функций ЦНС нарушает весь ход психического развития ребенка. Так, врожденная глухота или на­рушение слуха в раннем детстве влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи. Отсутствие или недоразвитие речи, в свою очередь, отражается на развитии мышления ребенка.

Врожденная слепота или нарушения зрительного восприятия в раннем детстве лишают ребенка опыта зрительных предметных представлений окружающей действительности или приостанавли­вают их накопление, что задерживает формирование предметной


соотнесенности слова и при отсутствии коррекционных мероприя­тий может приводить к своеобразным нарушениям развития мыс­лительной деятельности.

Во всех случаях специфика лечебно-педагогического воздейст­вия основывается на структуре ведущего дефекта с учетом вто­ричных отклонений в развитии, сохранных функций и возможно­стей мозга. Наряду с учетом структуры ведущего дефекта, важное значение имеет оценка компенсаторных возможностей и перспек­тив развития на основе этиологии, патогенеза и клинического ди­агноза.

При проведении коррекционной работы необходимо макси­мально использовать резервные возможности нарушенных функ­ций и пораженных анализаторов. Важно всегда помнить, что мозг ребенка, особенно раннего возраста, обладает высокими потенци­альными возможностями.

Развитие нетипичного ребенка происходит по тем же законам, что и развитие обычных детей. При создании специальных усло­вий все дети способны к развитию.

В зависимости от структуры ведущего нарушения выделяют несколько форм аномального развития, для каждой из которых необходима специальная система обучения и воспитания. Такие системы в настоящее время реализованы в специальных програм­мах дошкольного воспитания и школьного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: