Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости направлена на стимуляцию развития познавательной деятельности с обязательной опорой на конкретную, наглядную ситуацию.
Первостепенной задачей воспитания является привитие детям элементарных навыков самообслуживания, гигиены, воспитание правильного поведения, развитие социально-бытовой ориентации.
Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является формирование познавательной деятельности. Особо важное значение в преддо-
школьном и дошкольном возрасте имеет развитие наглядного мышления, которое наиболее интенсивно развивается именно в этом возрасте. У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности.
В настоящее время доказана тесная генетическая связь разных форм мышления (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.Л.Новоселова и др.)- В дошкольном возрасте взаимодействуют три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые в сочетании с речевой деятельностью осуществляют процесс познания окружающей действительности. Речь активизирует познавательную деятельность и выполняет такие важнейшие функции, как обобщение, планирование и регулирование деятельности.
|
|
В раннем дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление, которое непосредственно связано с развитием предметно-практической и речевой деятельности.
Ребенок первых лет жизни познает окружающий мир методом проб и ошибок. Важное значение в развитии деятельности умственно отсталого ребенка имеет его сотрудничество со взрослым. На начальных этапах такое сотрудничество часто бывает опосредовано предметом, когда взрослый в процессе эмоционального общения с ребенком знакомит его с различными предметами окружающей действительности. Такой тип общения является очень важным, так как велика роль развития предметных действий в психическом развитии ребенка. Особенно важное значение имеет развитие предметных действий для умственно отсталого ребенка, так как умственно отсталый ребенок раннего возраста обычно проявляет мало интереса к окружающему миру. Если умственно отсталый ребенок и производит какие-либо действия с предметами, то это, в основном, манипулирование ими без выраженной эмоциональности (О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, 1985 и др.)1. Таким образом, умственно отсталые дети значительно отстают от здоровых сверстников в освоении предметного мира. Поэтому важное значение имеет обучение умственно отсталых дошкольников формированию предметных действий в процессе эмоционально-положительного общения со взрослым2.
|
|
1 Гаврилушкина О.В., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1985. С. 72.
2 Кулеша Э.А. Освоение предметных действий умственно отсталыми Дошкольниками // Дефектология. 1989. № 3. С. 65-68.
При этом необходимо, чтобы ребенок владел элементарными приемами анализа, с помощью которых он мог бы извлекать полезную информацию и исправлять свои неверные действия так, чтобы каждое последующее действие строилось с учетом положительных результатов предыдущего и чтобы действия с отрицательным результатом постепенно пропадали.
Известна развивающая роль обучения в процессе развития мышления ребенка. В настоящее время разработаны содержание и методы обучения детей раннего возраста с нарушениями умственного развития (Л.А.Венгер, С.Л.Новоселова, Л.В.Костюк и др.). Показано также, что при умственной отсталости имеют место существенные нарушения взаимодействия различных форм мышления и, в первую очередь, наглядных форм со словесно-логическим (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Ж.И. Жиф и др.).
Доказана важность ранней коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. При этом основное внимание обращается на необходимость развития мышления ребенка во всех видах детской деятельности, а также на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений.
На начальных этапах лечебно-педагогической работы у умственно отсталого ребенка необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специальные дидактические игры, упражнения и практические проблемные ситуации со стимуляцией ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности. На начальных этапах работы действия ребенка планируют и регулируют речь взрослого.
На следующих этапах работы развивают наглядно-образное мышление, постепенно создавая специальные предпосылки для перехода от наглядно-действенных к наглядно-образным заданиям. На этом этапе работы важно научить ребенка целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями.
Особо важное значение имеет формирование у ребенка возможности установления временной последовательности изображенных на серии картинок событий.
На заключительном этапе работы проводятся занятия по анализу сюжетов со скрытым смыслом. Эти занятия проводят с детьми старшего дошкольного возраста.
Особенно важное значение в работе с умственно отсталыми детьми имеет формирование тесной связи между их практическим
опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность1.
Для решения этой задачи с умственно отсталыми дошкольниками необходимо проводить специальную педагогическую работу по ознакомлению их с предметным миром. У них формируют четкие представления о предметах ближайшего окружения на основе практического чувственного опыта и речевого обобщения. Практический опыт имеет первостепенное значение для развития мышления умственно отсталого ребенка. В отличие от нормально развивающихся детей, умственно отсталый ребенок без специальной педагогической помощи не усваивает необходимых знаний и умений в процессе восприятия и взаимодействия с окружающим. Установлено, что процесс усвоения и актуализации знаний в операционной деятельности затруднен для умственно отсталых дошкольников2. В связи с этим разработана специальная система формирования у умственно отсталых дошкольников знаний и представлений об окружающем предметном мире3.
|
|
Эта работа проводится поэтапно. На первом этапе ребенка знакомят с небольшим количеством предметов ближайшего окружения на основе их расчленения в определенной последовательности:
— знакомство с предметом и его названием. Действия ребенка с предметом;
— знакомство и действия ребенка с группой (2-3) однородных предметов;
— соотнесение реального предмета с его изображением;
— закрепление полученных сведений о предмете (свойств, назначения, способов действия). Отбор по словесной инструкции предметов и их изображений на картинках. Обучение ребенка использованию предмета в различных игровых и практических ситуациях.
Особенно важно на этом этапе сформировать у ребенка правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Ребенка обучают различным действиям с предметами и, в первую очередь, использованию их по назначению. Знакомство с окружающими предметами и способами их использования прово-
Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1991. № 3. С. 77-82.
Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. 1991. №6. С. 72-77.
Там же.
дится как на специальных занятиях, так и закрепляется в различных видах деятельности в бытовых ситуациях.
Система таких последовательных занятий формирует у ребенка ориентировку в окружающем предметном мире, способствует развитию новых знаний и представлений об окружающем, обогащает жизненный опыт, стимулирует развитие речи и способствует развитию понятийного мышления.
На втором этапе ребенка знакомят со свойствами предметов. Педагог расширяет круг предметов, предъявляемых ребенку, формирует способы ориентировки в окружающем мире, обучает ребенка действиям обследования предметов и определения их свойств, учит ребенка называть выделенные качества и свойства предметов.
|
|
Важное значение имеют специальные занятия, на которых ребенка обучают обобщать свои наблюдения, выделять существенные признаки предметов, дифференцировать их с второстепенными. На этих занятиях ребенка обучают целенаправленному, последовательному анализу предметов на основе наблюдений и практических действий с ними.
На третьем этапе обучения продолжается расширение сенсорного и практического опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности. Ребенка учат всестороннему обследованию различных свойств предметов, закрепляют способы выявления этих свойств и создают основу для развития процессов целостного обследования предметов.
Важное значение имеет четкость формулировки заданий, вопросов. Основной целью работы на этом этапе является обучение детей выделению существенных и несущественных признаков предметов. Специфика обучающих приемов заключается в широком использовании предметно-практической деятельности ребенка в развитии операций сравнения и обобщения. Ребенка учат сравнивать предметы путем наложения, обводки контуров, определения поверхности на ощупь и т. п. Особенно широко используются практические ситуации игрового характера, разнообразные бытовые и игровые ситуации (например: Отберем все, что нужно для чаепития, для купания куклы, для прогулки и т. п.).
В процессе таких занятий у ребенка формируют практический опыт объединения предметов в определенные понятийные группы. Особо важное значение имеют специальные занятия, на которых учат ребенка рассуждать при группировке предметов по существенным признакам. В процессе этих занятий ребенку предлагаются для помощи специальные вопросы (Что это? Для чего используется? Куда подходит? Почему?}. Таким путем у ребенка разви-
вают обобщенное мышление, учат абстрагированию от несущественных признаков, активизируют мыслительные операции, создают предпосылки для развития обобщенных знаний и представлений об окружающей действительности. Успех подобной работы в значительной степени зависит от активного участия в ней родителей.
Таким образом, для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важно обеспечить специальные условия для приобретения предметно-практического и чувственного опыта, сформировать активную познавательную ориентировку в окружающем и обеспечить перенос этого опыта на различные игровые и практические ситуации.
Итак, основным содержанием лечебно-педагогической работы при умственной отсталости в преддошкольном и дошкольном возрасте являются планомерные воспитательно-педагогические мероприятия, подготовка к обучению по специальной программе, а также медикаментозное и другие виды лечения.