double arrow

Глава 9. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ И ЭПИЛЕПСИИ


При проведении лечебно-педагогических мероприятий с деть­ми раннего возраста, страдающими вялотекущей шизофренией, необходимо учитывать их недостаточную потребность в контакте, избирательную общительность, слабость эмоциональных реакций в сочетании с эмоциональной чувствительностью и чрезмерной сенситивностью, а также частое присутствие аутизма. Кроме того, для этих детей характерны диффузные страхи сверхценного и бре­дового характера. Содержание страхов часто своеобразно и вы­чурно и нередко сочетается с бредовыми и бредоподобными пере­живаниями.

Эти дети нуждаются, прежде всего, в активных методах лече­ния, которые зависят от особенностей ведущего психопатологиче­ского синдрома, клинической формы течения, стадии заболевания, а также возраста ребенка.


Ведущее место в активном лечении этих детей занимает те­рапия психотропными средствами. Лечение дифференцируется в зависимости от клинического варианта шизофрении. При преоб­ладании неврозоподобных аффективных расстройств в виде стра­хов, общей тревожности, колебаний настроения используются препараты трифтазина, тералена, меллерила. При наличии агрес­сивных и садистских форм поведения в ряде случаев показано добавление неулептила. Если течение заболевания сочетается с выраженными нарушениями речи, то в ряде случаев показано добавление к терапии трифтазина, витамина В6, липоцеребри-на, аминалона. При приступах возбуждения показан тизерцин, те-рален.

В лечебно-педагогической работе большое внимание уделяется музыкальной, игровой терапии, а также рисованию. Используются специальные игры — «психодрамы». Вариант «психодрамы» мо­жет быть использован и в процессе совместного рисования педаго­га и ребенка. В процессе совместного рисования страшного для ребенка образа происходит освобождение его от напряжения, тре­воги и страха. Широко используется эффект «психодрамы» и в процессе совместной игры с ребенком.

Педагогическая работа с детьми, страдающими эпилепсией, дифференцируется, прежде всего, в зависимости от состояния ин­теллекта ребенка, характера и частоты припадков. Во всех случаях важно учитывать, что при эпилепсии имеет место сниженная память и крайне неравномерная умственная работоспособность, а также замедленность и инертность психических процессов. По­этому все задания ребенок выполняет медленно, иногда излишне скрупулезно, с трудом переключается на новые виды деятельно­сти. Характерна также большая медлительность, инертность и склонность к детализации. Ребенок обычно с трудом включается в задание и с еще большим трудом выходит из него. В процессе занятий с ребенком его не следует торопить и прерывать его дея­тельность различными замечаниями. Большое значение в педаго­гической работе имеет образность и наглядность материала. В процессе систематических педагогических занятий очень посте­пенно тренируют возможность переключаемости ребенка с одного занятия на другое.

Важной задачей лечебно-педагогической работы при эпилеп­сии является коррекция отношения ребенка к окружающим, пре­одоление эгоизма и эгоцентризма, обучение ребенка сотрудниче­ству с другими детьми.

Эти дети тоже, как и больные шизофренией, нуждаются в сис­тематическом медикаментозном лечении.



Сейчас читают про: