| Развитие в норме |
Стимуляция развития
| Мероприятия по стимуляции функции |
| Тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления |
| Возраст |
| Развитие функции в норме |
| лух: больше обращает внимание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двигательной активности. Издает отдельные горловые звуки при открытом рте, гулит |
| 1-3 мес. |
| 1-3 мес. |
| Помещают яркие звучащие игрушки напротив и сбоку от ребенка. Тонкие звучащие игрушки вкладывают в руку ребенка с целью развития тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции |
| Фиксирует взгляд на предмете. Поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку |
| Гимнастика губ. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище, стимуляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания |
| Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Голос: певучее гуление, лепет. Появление интонационной выразительности гуления и лепета |
| 4-8 мес. |
| Следит глазами за движением своей руки. Рассматривает игрушки и людей. Произвольно переключает взор с одного предмета на другой. Активно тянется к предметам и захватывает их. Играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку |
| Развивают функцию захвата игрушки. Помещают яркие звучащие игрушки на таком расстоянии, чтобы ребенок мог их схватить при простом соприкосновении. Варьируют толщину, вес и фактуру игрушек |
| Развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление связи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение интонации просьбы |
| Слух: начало восприятия ритма. Начало понимания обращенной речи. Знает название некоторых окружающих его предметов. К концу периода некоторые из них начинает узнавать на картинке. Развивается интонация просьбы |
| 9-18 мес. |
| Узнает предметы на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре исследует предметы путем повторных проб с опорожнением и наполнением. Пьет из чашки, начинает пользоваться ложкой |
| 9-18 мес. |
| Варьируют размеры и формы игрушек. Игры с наливанием и выливанием воды. Игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных |
| Привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребенка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картиночное лото, стимулировать к рассказу по картинкам |
| Слух: продолжает лучше реагировать на спокойную, чем на громкую речь. Локализует звук в пространстве. Повторяет слоги. К концу периода словарный запас возрастает до 200-250 слов, начинает пользоваться фразовой речью. Развивается интонация утверждения, повествования К 2-3 годам начинает использовать местоимения я, ты. Использует множественное число. Фраза из 3—4 слов. Задает вопросы |
| 19-36 мес |
| 19-36 мес. |
| Продолжает развиваться зрительное восприятие глубины, зрительное внимание к форме. Продолжает играть двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется |
| Развитие зрительно-тактильных связей: активная игра — складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшие сборные игрушки и головоломки |
Приложение 4






