Воспроизводство в теории К.Маркса

Капитал в теории К.Маркса – это самовозрастающая стоимость в процессе воспроизводства, то есть неизменно повторяющемся и постоянно возобновляемом движении его от авансирования до реализации продукта (возросшей стоимости) через смену форм его (денежной, производительной и товарной) и прохождении (промышленного капитала) через стадии производства, распределения, обмена и потребления продукта (кругооборот). Движения капитала и продукта всегда неразлучны, ибо авансированный капитал в виде средств производства и рабочей силы является факторами производства, а выручка от продажи продукта есть финансовые ресурсы и для возмещения всех затрат и для увеличения капитала и объемов деятельности).

Воспроизводство называется простым, если объем функционирующего капитала и производства не изменяется (прибавочный продукт полностью изымается из кругооборота на индивидуальное потребление предпринимателя). Воспроизводство называется расширенным, если объем функционирующего капитала и объем производства продукта растут за счет превращения части прибыли в добавочный капитал.

Капитал одного предпринимателя (собственника) и соответствующий продукт предприятия называются индивидуальными, а совокупность функционирующих капиталов и их продуктов в масштабе страны – совокупным общественным капиталом и продуктом. Под региональным общественным капиталом, по нашему мнению [2,3], понимается обособившаяся часть всего общественного капитала, функционирующая в данном регионе. Движение регионального общественного капитала представляет собой совокупность движений индивидуальных капиталов (или их отдельных частей), воспроизводство которых осуществляется в регионе.

Отличительной чертой всего общественного (как и регионального) капитала является то, что его движение охватывает как обращение капитала, включая обращение прибавочной стоимости, так и все товарное обращение. Движение общественного капитала является возмещением и по стоимости и по натуральной форме и обусловлено не только соотношением составных частей стоимости продукта, но и их натуральной формой. Именно поэтому, анализируя процесс воспроизводства всего общественного капитала, К. Маркс уже не делает тех предположений, какие были при анализе воспроизводства индивидуального капитала, что товар может быть продан и что натуральная форма его не имеет значения, а исследует условия реализации и делит все продукты по их натуральной форме на два подразделения: средства производства и предметы потребления. Взаимосвязь между элементами стоимостной структуры продукта каждого подразделения (с, v, m) и объемами продукции их (Р1 и Р2) и составляет условия воспроизводства (простого и расширенного), закономерности бескризисного развития (пропорции и темпы роста), на основе которых могут быть разработаны методы и модели управления процессом воспроизводства. Обмены (потоки товаров и денег) при таком воспроизводстве наглядно видны из схемы на рис.1.2.-1.3 в [3]. А основная закономерность в виде соотношения (v +m) I подразделения (как спрос на предметы потребления) и с II подразделения (как соответствующее предложение их) определяет пропорции производства при простом воспроизводстве и пропорции и темпы роста при расширенном воспроизводстве. На основе соответствующих равенств (балансов) в [3] разработаны модели, наглядно математически подтверждающие верность данных балансовых построений и возможность их применения для экономики страны и регионов.

Управление процессом воспроизводства индивидуального капитала и продукта, то есть кругооборотом его, обменом товаров на деньги и денег на товары при смене форм капитала (денежного на производительный (закупка средств производства и наем рабочей силы), производительного на товарный (изготовление продукта в процессе производства) и товарного на денежный (продажа готового продукта), а также распределение выручки на возмещение, потребление и накопление капитала составляет содержание предпринимательской деятельности, которую можно понимать как управление капиталом. Собственно, общеизвестная формула кругооборота капитала (или предпринимательства) Д- Т….П…Т’- Д’, есть формула воспроизводства продукта любой фирмы, а деятельность управленческого персонала по увеличению по этой формуле прибыли (m = Д’ – Д) есть цель любой коммерческой организации и ее органов управления. Принципам и методам управления таким капиталом и продуктом посвящены сотни тысяч работ зарубежных и российских ученых всех школ и направлений.

Однако исследование процессов управления продолжается с учетом особенностей отраслей, регионов, уровней управления, структуры организации и мотивации труда. К тому же взгляд только с точки зрения предпринимателя (а большинство современных подходов именно микроэкономические) не всегда позволяет найти пути согласования интересов отдельного предприятия и общества (региона).

Управление воспроизводством всего совокупного общественного капитала и продукта страны является более сложным, ибо речь идет о целенаправленном воздействии на миллионы воспроизводств индивидуальных капиталов и продуктов. Многие ученые и практики реформ вообще отрицают государственное управление этим процессом, полагая, что эту миссию выполнит стихийный рынок, которому государством достаточно лишь задать правила игры. К чему это приводит, видно по результатам реформирования экономики в России за последние 15 лет, когда пришло осознание, и Президентом поставлена цель удвоения ВВП (то есть по сути пока достичь тех показателей экономики страны, с которыми начинали рыночную трансформацию).

В системе баланса народного хозяйства (БНХ), построенной в соответствии с теорией К.Маркса, под продуктом (валовым или совокупным общественным продуктом) понимают сумму объемов производства всех отраслей только материального производства страны, что, вообще говоря, более приспособлено к измерению результатов экономических процессов и методам управления процессами воспроизводства в условиях социалистической системы хозяйствования (плановой экономики) и при управлении в условиях рынка требует определенной трансформации методов и моделей управления процессами воспроизводства на уровне всей страны и ее регионов и отраслей. Поэтому и все основные показатели и параметры, являющиеся индикаторами и инструментами управления воспроизводством продукта в условиях рынка, требуют уточнения, хотя излагались во всех учебниках политэкономии и региональной экономики в Советском Союзе и кажутся общеизвестными.

Введем некоторые определения.

Продукт – обобщенное понятие результата деятельности (объема выпуска товаров и услуг для продажи на рынке и других целей) экономической системы (страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия) за период (обычно год). В отличие от СНС, в которой обычно учитывают только продукцию для конечного использования, в нашей работе продукт включает и промежуточный продукт (продукцию, покупаемую предприятиями). Измеряется продукт на уровне страны и региона показателем “валовый выпуск (ВВ) товаров и услуг”. Часто используемые показатели ВВП (валовой внутренний продукт), ВДС (валовая добавленная стоимость), НД (национальный доход) и другие показатели СНС являются компонентами (элементами) ВВ как общего показателя любой экономической системы. На уровне предприятия, отрасли, межотраслевого комплекса продукт измеряется обычно показателем “валовая продукция (ВП)”.

Промежуточный продукт – товары и услуги, покупаемые предприятиями на рынке промежуточных товаров.

Конечный продукт - товары и услуги, покупаемые домашними хозяйствами и государством (на рынке потребительских товаров), предприятиями и государством (на рынке инвестиционных товаров) и другими покупателями на рынках внешней торговли (внешнем рынке).

Товары – продукция для продажи, имеющая натуральную форму (может храниться в запасах).

Услуги – результат деятельности предприятий, не отделимый от процесса этой деятельности (не может храниться в запасах).

Товар – то же, что и продукт, обобщенное понятие продукции (товаров и услуг) для продажи на рынке, имеющей стоимость (цену) и потребительную стоимость (полезность для покупателя).

Национальное богатство – сумма чистой стоимости капитала институциональных единиц-резидентов данной страны по состоянию на какую-либо дату (на начало или конец года).

Чистая стоимость капитала – это разница между стоимостью всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) институциональных единиц и величиной их финансовых обязательств.

Капитал (как запас) - активы предприятий, используемые в предпринимательской деятельности.

Капитал (как поток) – самовозрастающий поток продукта (товаров и денег), проходящий сферы производства и обращения и сменяющий при движении форму (денежного на производительную, производительного на товарную и товарного на денежную).

Авансируемый капитал – вложения финансовых ресурсов в предпринимательскую деятельность на начало периода (обычно года), то есть активы на начало года.

Основной капитал – вложения ресурсов в средства производства (земля и другие внеоборотные активы).

Оборотный капитал – вложения финансовых ресурсов в предметы труда (сырье и другие материалы) и труд (оплата труда).

Амортизация – износ основного капитала за период.

Используемый капитал (издержки производства) – затраты основного и оборотного капитала предприятия за период, измеряемые по формуле:

S = A + M +V,

где – А – амортизация,

М – материальные затраты,

V - оплата наемного труда с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды;

S – себестоимость продукта.

Стоимость (цена) продукта P – определяется по формуле:

P = S + m = A + M + V + m.

Прибыль m – разница между ценой (стоимостью) продукта P и себестоимостью его S.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: