Совокупный капитал – совокупность всех функционирующих капиталов страны, региона, комплекса. Валовый выпуск продуктов (товаров и услуг) для продажи на рынках в масштабе страны (региона, комплекса) называется (в соответствии с принятой в данной работе терминологией) совокупным (валовым) общественным продуктом.
Воспроизводство совокупного капитала и продукта – макроэкономический кругооборот (МК) продукта страны (региона, межотраслевого комплекса) от предприятий через рынок факторов производства, домашние хозяйства, рынок товаров и опять к предприятиям.
Простое воспроизводство совокупного продукта – воспроизводство в неизменном объеме. Вся прибыль изымается из кругооборота как доход предпринимателей и другие утечки (налоги, трансферты, вывоз капитала, реструктуризация, теневая экономика).
Расширенное воспроизводство – повторение процессов производства и обращения в увеличенном объеме. При этом часть прибыли добавляется к авансируемому капиталу в виде инвестиций.
|
|
Отличительной чертой всего общественного (как и регионального) капитала является то, что его движение охватывает как обращение капитала, включая обращение прибавочной стоимости, так и все товарное обращение. Движение общественного капитала является возмещением и по стоимости и по натуральной форме и обусловлено не только соотношением составных частей стоимости продукта, но и их натуральной формой.
В соответствии с таким же подходом мы делим все продукты (товары и услуги) на два вида (подразделения). Отличие нашего подхода от подхода К. Маркса заключается в том, что он считал продуктом (товаром) только результаты деятельности в сфере материального производства (отрасли производства товаров), в то время как в наших исследованиях мы следуем принципам СНС отнесения к продуктам результатов всех видов деятельности (то есть включаем в продукт и все виды услуг по методологии СНС). Принципиально это не меняет пропорций и закономерностей воспроизводства, хотя количественно они изменяются по сравнению со схемами К.Маркса. В соответствии с подходом вводим понятия, не употребляемые в СНС.
Продукция (продукт) II подразделения – товары и услуги, продаваемые на потребительском рынке (покупаемые населениям и государством для потребления).
Продукция (продукт) I подразделения – товары и услуги, продаваемые на рынке промежуточных товаров и рынке инвестиционных товаров.
Предприятия I подразделения – предприятия, выпускающие продукцию (продукт) I подразделения.
Предприятия II подразделения - предприятия, выпускающие продукцию (продукт) II подразделения.
Схема воспроизводства совокупного капитала и продукта в соответствии теорией К.Маркса представлена нами на рис. 1.2.
Средства производства
Условное обозначение: 1- движение товаров
2 - движение денег
Рис. 1.2. Схема воспроизводства всего общественного капитала и продукта