double arrow

В ОТРАБОТАННЫХ ГАЗАХ

Цель работы: Изучить прибор газоанализитор «ГИАМ-21» и получить навыки работы с ним.

Характеристика прибора

Газоанализатор «ГИАМ-21» предназначен для определения кон­центрации оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отрабо­танных газах, а также частоты вращения коленчатого вала карбю­раторных автодвигателей.

Применяется органами ГИБДД МВД России, на станциях тех­нического обслуживания и т. д.

Кроме газоанализатора в комплект прибора входят также фильтр-отстойник, предназначенный для отделения жидкости от газа в процессе очистки от механических примесей, и газозаборник, предназначенный для отбора пробы газа из выхлопной трубы ав­томобиля.

Технические характеристики прибора:

Диапазон измерений:

СО........................................................................................... 0... 5%

СН........................................................................................... 0... 5000 ррm

Погрешность измерений:

СО и СН.................................................................................. ± 5%

частоты вращения.................................................................. ± 2,5%

Дифференциальное время одного измерения

(прогрев прибора и отбор пробы)................................................. 25...35 мин

Время работы без корректировки показаний

(без выключения прибора)................................................................. 8ч

Методика работы с прибором

1. Соединить с помощью прозрачного поливинилхлоридного шланга выходной штуцер фильтра-отстойника со штуцером «Вход» газоанализатора, а входной штуцер фильтра-отстойника — с газозаборником.

2. Включить кнопкой «Сеты» прибор и прогреть его в течение 20 -30мин.

3. Привести показания индикаторовСО и СН с помощью ручек подстройки каналов к нулю.

4. Включить кнопку «Насос» (продувка системы).

5. Включить кнопку «Калибр» и сверить контрольные значения:

Канал Индикация

СО..........................................................2,5...3,5%

СН................................................... 2500...3500, ppm

6. Прогреть двигатель автомобиля («газануть» 5 раз).

7. Вставить (на 6-й раз) газозаборник в выхлопную трубу авто­мобиля.

8. Включить кнопку «Насос».

9. Отключить через 30...60 с кнопку«Насос» и зафиксировать показания индикаторов СН и СО.

10. Повторить 3—5 раз замеры по п. 8 и 9.

Для определения частоты вращения коленчатого вала двигателя (газозаборник и фильтр не используются) необходимо:

соединить клеммы «X1» (Вход тахометра) с катушкой зажига­ния автомобиля, а клемму «Х5» («земля») с клеммой «+» аккуму­лятора (эти клеммы расположены с обратной стороны прибора);

включить прибор кнопкой «Сеть»;

установить после его прогрева нули в соответствии с п. 3;

перевести положение кнопки «СН/Тах» в положение «Tax»;

зафиксировать по табло индикации частоту вращения коленча­того вала.

Оценка результатов измерений

1. Среднеарифметическое значение концентрации СО (%) или СН (ррm) определяется по формуле

Аn = åAi /n,

где å Ai, — сумма показаний проведенных замеров; n — число за­меров.

2. При измерениях необходимо учитывать, что истинное значе­ние концентрации выхлопных газов А (СО и СН) зависит от атмо­сферного давления р, поэтому для его определения нужно исполь­зовать формулу

А = КАi,

где К— коэффициент зависимости от атмосферного давления (нор­мальное давление ратм = 760 мм рт. ст. или 101,3 Па); Аi показание газоанализатора.

3. Перевод ррm СН в % СН осуществляется по формуле

1 % СН = 1 ×10 -4 ррm СН.

После окончания работы с прибором необходимо:

а) отключить прибор кнопкой «Сеть»;

б) отсоединить клеммы тахометра (или фильтр-отстойник);

в) снять крышку фильтра тонкой очистки и проверить фильтру­ющий элемент;

г) заменить его при необходимости на новый (отработавший фильт­рующий элемент приобретает серый цвет).

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначен газоанализатор ГИАМ-21?

2. Как можно определить содержание СО, СН в отработанных газах?

3. Какова погрешность измерений?

Лабораторная работа 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: