Цель работы: Изучить прибор газоанализитор «ГИАМ-21» и получить навыки работы с ним.
Характеристика прибора
Газоанализатор «ГИАМ-21» предназначен для определения концентрации оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработанных газах, а также частоты вращения коленчатого вала карбюраторных автодвигателей.
Применяется органами ГИБДД МВД России, на станциях технического обслуживания и т. д.
Кроме газоанализатора в комплект прибора входят также фильтр-отстойник, предназначенный для отделения жидкости от газа в процессе очистки от механических примесей, и газозаборник, предназначенный для отбора пробы газа из выхлопной трубы автомобиля.
Технические характеристики прибора:
Диапазон измерений:
СО........................................................................................... 0... 5%
СН........................................................................................... 0... 5000 ррm
Погрешность измерений:
СО и СН.................................................................................. ± 5%
частоты вращения.................................................................. ± 2,5%
Дифференциальное время одного измерения
|
|
(прогрев прибора и отбор пробы)................................................. 25...35 мин
Время работы без корректировки показаний
(без выключения прибора)................................................................. 8ч
Методика работы с прибором
1. Соединить с помощью прозрачного поливинилхлоридного шланга выходной штуцер фильтра-отстойника со штуцером «Вход» газоанализатора, а входной штуцер фильтра-отстойника — с газозаборником.
2. Включить кнопкой «Сеты» прибор и прогреть его в течение 20 -30мин.
3. Привести показания индикаторовСО и СН с помощью ручек подстройки каналов к нулю.
4. Включить кнопку «Насос» (продувка системы).
5. Включить кнопку «Калибр» и сверить контрольные значения:
Канал Индикация
СО..........................................................2,5...3,5%
СН................................................... 2500...3500, ppm
6. Прогреть двигатель автомобиля («газануть» 5 раз).
7. Вставить (на 6-й раз) газозаборник в выхлопную трубу автомобиля.
8. Включить кнопку «Насос».
9. Отключить через 30...60 с кнопку«Насос» и зафиксировать показания индикаторов СН и СО.
10. Повторить 3—5 раз замеры по п. 8 и 9.
Для определения частоты вращения коленчатого вала двигателя (газозаборник и фильтр не используются) необходимо:
соединить клеммы «X1» (Вход тахометра) с катушкой зажигания автомобиля, а клемму «Х5» («земля») с клеммой «+» аккумулятора (эти клеммы расположены с обратной стороны прибора);
включить прибор кнопкой «Сеть»;
установить после его прогрева нули в соответствии с п. 3;
перевести положение кнопки «СН/Тах» в положение «Tax»;
зафиксировать по табло индикации частоту вращения коленчатого вала.
|
|
Оценка результатов измерений
1. Среднеарифметическое значение концентрации СО (%) или СН (ррm) определяется по формуле
Аn = åAi /n,
где å Ai, — сумма показаний проведенных замеров; n — число замеров.
2. При измерениях необходимо учитывать, что истинное значение концентрации выхлопных газов А (СО и СН) зависит от атмосферного давления р, поэтому для его определения нужно использовать формулу
А = КАi,
где К— коэффициент зависимости от атмосферного давления (нормальное давление ратм = 760 мм рт. ст. или 101,3 Па); Аi — показание газоанализатора.
3. Перевод ррm СН в % СН осуществляется по формуле
1 % СН = 1 ×10 -4 ррm СН.
После окончания работы с прибором необходимо:
а) отключить прибор кнопкой «Сеть»;
б) отсоединить клеммы тахометра (или фильтр-отстойник);
в) снять крышку фильтра тонкой очистки и проверить фильтрующий элемент;
г) заменить его при необходимости на новый (отработавший фильтрующий элемент приобретает серый цвет).
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначен газоанализатор ГИАМ-21?
2. Как можно определить содержание СО, СН в отработанных газах?
3. Какова погрешность измерений?
Лабораторная работа 11