Высших психических функций

Данная группа имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с подгруппой, описан­ной в предыдущем разделе.

Многие психологи и психиатры широко используют термин «парциальность» для характеристики неравномерности развития тех или иных сторон психической деятельности.

Наиболее принципиальное, основное отличие детей данной подгруппы от детей с различными типами задержан­ного развития заключается в том, что в данном случае ни в коей мере нельзя говорить лишь о задержке развития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей этой категории идет принципиально иным путем, чем раз­витие детей с истинной задержкой психического развития. Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают рас­ходиться на протяжении всего дошкольного детства, а если не принимать серьезных специфических мер помощи, это расхождение продолжится и в младшем школьном возрасте. Эти дети «не догоняют» своих сверстников ни к 9-11 годам, ни даже позднее. В дальнейшем признаки несформированности когнитивного звена ВПФ «маскируются» особенностями эмоционально-лич­ностного развития, которые и квалифицируются позже как иные варианты дизонтогенеза (например, различные виды дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях — как тотальное недоразвитие).

Направление развития этой группы детей характеризуется не только количественно отличными от истинной задержки показателями, но и качественно иной структурой особен­ностей составляющих психической деятельности ребенка.

Качественные отличия в первую очередь касаются сформированности базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности. Иногда даже в ситуации массированного коррекционного воздействия с привлечением самых разнообразных специалистов, медикаментозной поддержки можно го­ворить, как правило, всего лишь о некоторой компенсации в развитии выс­ших психических функций, «приближении» развития ребенка к «социально-психологическому нормативу».

Одним из основных важных диагностических выводов при таком под­ходе является необходимость с помощью опроса родителей (сбор психологи­ческого анамнеза), наблюдения за ребенком и соответствующих диагности­ческих процедур определить, на каком возрастном этапе вероятнее всего произошел «сбой» программы развития. Это является одной из отправных точек, определяющих построение адекватных коррекционных программ в соответствии с принципом замещающего развития.

В свою очередь, подгруппа «парциальная несформированность ВПФ» может быть разделена на следующие типы:

—с преимущественной несформированностью регуляторного компо­нента;

—с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонента;

—с несформированностью смешанного типа.

Как с диагностических, так и с коррекционных позиций подобное «раз­ведение» отражает специфику проблем детей и определяет приоритетное направление того или иного вида психологической коррекционной работы и участия других специалистов в помощи ребенку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: