Простой уравновешенный тип

Наиболее характерным являют­ся:

· относительная уравновешенность в поведении ребенка, сочетающаяся с непосредственностью реакций, характерной для детей значительно более младшего возраста, или, наоборот, «сниженностью», приглушенностью ори­ентировочного реагирования.

· Общие характеристики темпа и работоспособ­ности при работе с доступными заданиями (как правило, наглядно-действен­ного характера) могут приближаться к нормативным, но самоконтроль де­ятельности малодоступен, а критичность к результатам собственной деятельности выраженно снижена. Ребенок, как правило, находится в «бла­годушном» настроении.

· В целом деятельность носит манипулятивный, под­ражательный характер, опирающийся на внешний рисунок, а не на смыс­ловой контекст деятельности.

· Дети, как правило, зависимы, несамостоятель­ны, но и не злобны. Они достаточно ориентированы на оценку другого человека и отличаются правильным поведением. В силу некритичности их притязания на успех могут быть завышены. В целом личностный профиль уплощен.

· Произвольность высших психических функций и произвольная эмоциональ­ная регуляция поведения выраженно незрелы при относительно сформиро­ванной произвольной регуляции на двигательном уровне (в первую оче­редь — общей моторики). При этом более дифференцированная регуляция мелкой моторики затруднена.

· Пространственные представления, как правило, не сформированы уже на уровне анализа «от тела» (структурно-топологическое пространство). В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги и ярко выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и причинно-следственных отношений

В связи с особенностями данной группы детей строятся и развивающе-коррекционные программы. Несмотря на то, что детям данной категории показаны практически все виды развивающей работы, необходи­мо отдельно выделить приоритетные. К ним могут быть отнесены программы по развитию:

-межанализаторных взаимодействий (зрительно-, слухо-моторные координации)

-произвольных форм регуляции высших психических функций и поведения, в том числе функций программирования и контроля,

- по формированию пространственных представлений, начиная с уровня, предшествующего несформированному уровню пространственных представлений

- програм­мы развития эмоциональных характеристик

Обязательным является подключение педагога-дефектолога, в том чис­ле логопеда с общепринятыми программами развития. Также необходимым является на­блюдение врача невролога и детского психиатра с целью определения воз­можной медикаментозной поддержки и стимуляции развития. Для этой категории детей главенствующую роль играет учитель-дефектолог, как ведущий специалист, в первую очередь определяющий развитие такого ребенка.

При данном типе тотального недоразвития следует ожидать достаточно медленную динамику развития. При соответствующих программах развития и обучения наблюдается удовлетворительная социальная адаптации (в слу­чае легкой степени). При неблагоприятных условиях в подростковом пери­оде возможна девиация состояния в сторону аффективно-неустойчивого или тормозимо-инертного типов, что может значительно осложнить социальную адаптацию, в целом увеличивает риск формирования асоциальных форм по­ведения.

Основным диагнозом, который ставят врачи этим детям, является «Ум­ственная отсталость (различающаяся по степени глубины): олигофрения в степени дебильности, имбецильности, идиотии» — /317-319/ (МКБ-9), «ум­ственная отсталость» (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая) — (F70-F79) (МКБ-10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: