double arrow

Аффективно-неустойчивый тип

Характери­зуется, в первую очередь выраженной импульсивностью (нарушениями це­ленаправленности) поведения и деятельности в целом, трудностями органи­зации поведения, немотивированными перепадами настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Дети быстро пресыщаются. На фоне пресыщения чаще всего и возникают аффективные вспышки агрессивности. Характер игры мало чем отличается от предыдущего типа, но в общении со сверст­никами может быть деструктивен, агрессивен и вспыльчив. У детей наблю­дается расторможенность влечений, что проявляется в подростковом возрасте особенно ярко в виде расторможенности сексуальных и других витальных влечений. Феноменология проявлений нарушений познавательной деятель­ности более выражена по сравнению с предыдущим типом вследствие гру­бой импульсивности и нецеленаправленности.

В целом при одинаковом с детьми предыдущего типа уровне актуаль­ного развития (или степени выраженности дефекта) эти дети демонстриру­ют более низкие результаты. Среди детей с данным типом недоразвития зна­чительно чаще встречаются дети с органическими заболеваниями и ранни­ми повреждениями ЦНС, а также со знаками атипичного развития. Оба фактора негативно сказываются на состоянии ребенка.

В первую очередь отмечается грубейшая несформированность произвольной регуляции психической активности (начиная с несформированности самых элементар­ных уровней произвольной регуляции силы мышечного тонуса), что, в свою очередь, определяет специфику формирования пространственных представ­лений. При одинаковой глубине органического поражения ЦНС сформированность пространственных пред­ставлений у детей этой категории в целом ниже, чем у детей с простым урав­новешенным типом недоразвития. Пространственные представления начи­нают «страдать» уже на уровне схемы тела и ощущений, идущих «изнут­ри» тела.

Для данной категории детей в первую очередь целесообразно любую коррекционную работу проводить на фоне или непосредственно после кур­сов как специфической, так и неспецифической медикаментозной терапии. Следовательно, при определении последовательности включения в работу с детьми специалистов разного профиля приоритет отдается детскому психи­атру и неврологу. Дальнейшая работа должна быть направлена в первую очередь на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля, поскольку без этой «базы» деятельность олигофренопедагога и логопеда может быть малоэффективной.

Так же необходима массивная психотерапевтическая работа с семьей такого ребенка. Это обусловлено общей дезадаптацией не только самого ребенка, но и семьи в целом, значительными нарушениями социальных контактов, связанных в первую очередь со спецификой поведения детей, а также чрезвычайно низкой положительной динамикой развития и обучения, что не может не вызывать огромную тревогу родителей.

Помимо низкой динамики развития, которая чрезвычайно сильно кор­релирует с успешностью медикаментозной терапии, можно говорить о небла­гоприятном прогнозе и большой вероятности признания ребенка инвалидом. Основным диагнозом является «атипичная («лобная» по М.С. Певзнер) форма олигофрении», «умственная отсталость (соответственной степени выраженности) со значительными поведенческими нарушениями, требующи­ми внимания или лечебных мер» — (F7x.l-F7x.8), «гиперактивное расстрой­ство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движения­ми» — (F84.4) (МКБ-10). В качестве ведущего для этой категории детей необходимо признать в первую очередь психиатра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: