Тормозимо-инертный тип

Спецификой детей является вялость, заторможенность, низкий уровень психической активности (в редких случаях уровень психической активности бывает до­статочным). Достаточно часто при этом типе дизонтогенеза отмечается орга­ническое поражение ЦНС (в частности, эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома).

Общий фон настроения может быть сниженным, дети часто плаксивы. Ребенок с трудом вступает в контакты, инертен в своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной однообразной деятель­ности и может испытывать даже дискомфорт при ее прерывании. В эмоци­ональных реакциях ребенок инертен. Сами реакции значительно уплощены. От контактов с детьми часто уклоняется, эти контакты можно назвать «фор­мальными». Склонен находиться рядом со взрослым или ребенком, к кото­рому привык и от которого зависим.

Для этого типа развития наиболее специфичными являются низкий темп деятельности, ее выраженная инертность, а также склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение какой-либо деятельнос­ти. Ребенок одновременно легко отвлекаем и тормозим. В целом развитие познавательной деятельности у таких детей наряду с общими характерис­тиками, свойственными подгруппе в целом, отягощается инертностью и тугоподвижностью психических процессов. Общий уровень развития мотори­ки (крупной и мелкой), как правило, ниже, чем в предыдущих случаях.

Произвольная регуляция двигательной активности может быть развита несколько лучше, чем у описанных ранее типов тотального недораз­вития, но высшие формы регуляции, начиная с уровня произвольной регу­ляции высших психических функций и функций программирования и кон­троля, страдают в большей степени.

Наиболее характерными нарушениями, свидетельствующими о несформированности целостного представления картины мира, для детей этого типа развития являются трудности определения пространственных отношений между объектами и «оречевление» этих взаимоотношений: неправильное употребление предлогов в речи, невозможность вербализации отдельных пространственно-временных и причинно-следственных взаимоотношений.

Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение в них разнообразной сенсорной стимуляции, в том числе и по­лимодальной. Использование сенсорной стимуляции позволяет обеспечить необходимую тонизацию для повышения уровня общей психической актив­ности ребенка. Эта работа должна быть проведена на первом этапе деятель­ности специалистов. В дальнейшем для детей этого типа развития показа­ны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: програм­мы по формированию произвольной регуляции деятельности, функции программирования и контроля, различные формы двигательных и когнитив­ных занятий, в том числе формирование пространственных представлений, основанных на принципе замещающего развития. Обще­принятые методы дефектологии и программы специального коррекционного образования, несомненно, должны иметь приоритетное значение.

Поскольку эти дети достаточно удобны в качестве учеников и, как пра­вило, не привлекают к себе большого внимания на фоне детей других ка­тегорий тотального недоразвития, работа с ними проводится обычно в пос­леднюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике их развития. При наличии органического заболевания ЦНС (в частности, эпи­лепсии или вариантов эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в большей степени зависит от адекватности и эффектив­ности медикаментозного лечения.

Основными диагнозами могут быть: «умственная отсталость с мини­мальными поведенческими нарушениями или отсутствием их» — (F7x.O) (МКБ-10), другие заболевания и ранние поражения ЦНС, сопряженные с ум­ственной отсталостью, в том числе и наследственной природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: