1. Сформулировать цель анализа ABC, указать объект и признак, по которому намечено провести разделение ассортимента.
2. Рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса. Результат внести в графу 3 табл. 2.
3. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 табл. 2.
4. На миллиметровой бумаге построить кривую ABC (рис. 1).Для этого по горизонтали указать позиции ассортимента, выстроенные в порядке убывания доли в общем запасе, в процентах к общему количеству позиций ассортимента (данные графы 5 табл. 2), а по вертикали - долю позиции ассортимента в общем запасе, исчисленную нарастающим итогом и выраженную в процентах (данные графы 7 табл. 2).
Рис. 1. АВС -распределение
Таблица 2
ABC и XYZ -анализ
Исходная информация для проведения ABC и XYZ -анализа | АВС -анализ | XYZ -анализ | ||||||||
№ позиции ассортимента | средний запас по позиции | доля позиции в общем запа- се, % | коэф- фици- ент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента | № по- зиции в списке, упоря-дочен- ном по признаку доли в общих запасах | доля позиции в общей сумме запа-сов | доля нарастающим ито-гом | группа | № по-зиции по списку, упорядочен-ному по коэф-фици- енту вариа- ции | значение коэффициента вариации | групп-па |
… | ||||||||||
100,0 | 100,0 |
5. Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:
|
|
♦ в группу А включают 20% позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 табл. 2 находится на первом месте).
♦ в группу В включают следующие 30% позиций, в группу С включают оставшиеся 50% позиций (нижняя половина графы 5 табл. 2).
Задание 2. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ
Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной изменчивости.
|
|
Порядок проведения анализа XYZ:
1) определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента;
2) группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации;
3) построения кривой XYZ;
4) разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z;