Успех имеет не платье, а Золушка в платье

Презирать моду так же неумно,

как и слишком рьяно ей следовать.

Лабрюйер

Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид делают человека уверенным, собранным и энергичным. Чтобы одеваться красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и вкусом. Мода - это сочетание законов стилевого единства, цветовой гармонии. Она придает внешнему виду естественность и респектабельность, мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Еще в старину говорили: старайся быть изящным, но не щеголем. К излишеству не стремитесь, иначе попадете в ситуацию: вещей много, а надеть нечего. Одежда не бывает просто красивая. Ее красота в предназначении: для работы, дома, праздника, загородной прогулки. Элегантная одежда уживается только с элегантным хозяином, который имеет достойную осанку, владеет хорошими манерами и красивой речью.

Гардероб женщины

Лучшие украшения женщины - красота и естественность. Проигрывает та женщина, которая увешивает себя драгоценностями. Есть крылатое выражение: успех имеет не платье, а Золушка в платье. Гардероб женщины соответствует ее образу жизни, возрасту, увлеченности. Ее одежда модна и элегантна, хороша "в пир, и в мир, и в добрые люди”. Главное гармония.

Ныне женская мода восстала против долго господствовавшей идеи: чем старше женщина, тем темнее цвета ее одежды. Белые одежды тем более нужны даме, далеко перешагнувшей "бальзаковский" возраст. Половиной своей красоты женщина, как говорят, обязана портнихе - имеющей хороший вкус. А хороший вкус - это разборчивость. Нужно не себя подгонять к вещам, а вещи к себе.

Наши российские женщины - одни из самых привлекательных женщин мира. Несмотря на нынешнее жесткое время, они сумели остаться обаятельными, по-современному одетыми. Это подтверждает известный модельер В. Зайцев: "Российская женщина, говорит он, - потрясающе выглядит, например, когда подбирает себе белую блузку к прямой черной юбке или к темному свитеру приторачивает ниточку золотистого металла."

Одежду женщины -"поднимают" аксессуары - обувь, шарфы, шляпы, сумочки. И чем разнообразнее они, тем легче изобрести приличествующий вариант одежды, ее гармонию. Головной убор - ведущая часть женского туалета. Оценивают красоту женщины и по тому, каковы у нее прическа и обувь. В ансамбле важен...каблук. Стертый каблук- враг элегантности. Хорошая обувь для женской ноги - обувь удобная. Француженки говорят: "Ничего так сильно не отражается на лице, как боль в ногах".

Завершают внешний вид женщины тонкие духи. Их употребление - крайне сдержанное, иначе может вызвать подозрение: нет ли здесь стремления заглушить другие запахи. Наши дамы помнят: самые лучшие духи храниться в самых маленьких флаконах. Природа создала женщину гармоничной, созидательной и красивой. И эту гармонию обеспечивает ее одежда. Правила этикета требуют от женщины одеваться элегантно, но не лучше других. Одеваться для того, чтобы жить, а не жить, чтобы одеваться.

Гардероб мужчины

Одежда мужчины скромна. модна, целесообразна, без вычурности и кричащих красок. Современный костюм, свежая сорочка, умело подобранный галстук уже создают гармонию мужской одежды. Один - два костюма, две - три рубашки, спортивный костюм, куртка, пара туфель - это почти весь мужской гардероб. Это ведь только французский дворянин XVI в. имел 300 костюмов, т.е. почти каждый день новый, чтобы не повториться и не испытывать в обществе чувство стыда. Но у народов Востока есть поговорка:” Не вытягивай ног дальше одеяла". Это наказ соизмерять свои желания с возможностями, а возможности с разумной необходимостью.

Мужчины-модники создают ансамбль из трех предметов: рубашки, галстука и носков - и выглядят элегантно. К серым, серо-голубым, синим костюмам подходят сорочки белые, светло-серые, голубые, однотонные и с мелкой полоской, тоненькой клеточкой. К костюмам коричневым, бежевым, терракот - сорочки белые, беж, кремовые, серовато-розовые. К черным - сорочки белые. Мужчины помнят: сорочка лучше выглядит и удобнее себя чувствуешь, если размер ее воротника на номер больше, а рукава впору или немного длиннее.

Особое внимание в гардеробе мужчины - Его Величеству галстуку. Он - визитная карточка мужчины. Многие женщины видят в галстуке мужчин утонченность вкуса. Галстук выбирается по цвету и рисунку, чтобы подходил к костюму и рубашке. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочкам в полоску или клетку - однотонные, спокойных тонов. Хорошо с костюмами светлых тонов носить яркие галстуки. Галстук должен сочетаться также и с тоном шляпы и носков. Ныне в моде галстуки, свободно прилегающие к сорочкам, не слишком затянутые, без заколок и украшений.

Костюм завершает обувь, ведь хорошо одетый человек - это прежде всего хорошо обутый человек, к темным костюмам - темно-коричневые или черные туфли; к светлым костюмам - обувь цветная: бежевая, кремовая, серая, красновато-коричневая.

Итак, красивая походка, стройный внешний вид, элегантный костюм создают облик современного культурного мужчины. И обязательно улыбка - важный этикетный знак. На Западе и Востоке говорят: не умеешь, улыбаться - не умеешь торговать. Однако пленительная улыбка нужна не только в торговле, а всюду, всегда и во всем.

Улыбка - мягкая и добрая - сближает людей. Ведь лицо - зеркало отношений. Тот, кто умеет улыбаться, находится во власти положительных эмоций. Даже при написании письма улыбка влияет на его содержание. Проверьте это на собственном опыте.

Вспомните полные бодрости и энергии слова Дейла Карнеги: "Когда Вы выходите на улицу из дома, то высоко поднимите голову; вдохните полной грудью; приветствуйте друзей улыбкой; вкладывайте душу в каждое рукопожатие; не бойтесь, что Вас неправильно поймут; на своих в своих врагов не тратьте ни минуты; соберите все свое мужество; сдаться нетрудно. Трудно держать голову высоко. Вы - бог!".

НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА

Чтобы сохранять доброжелательные отношения с сослуживцами, помимо всего прочего необходимо владеть искусством ведения телефонных разговоров. Телефонные разговоры обычно играют большую роль в служебной деятельности, внеслужебное общение коллег по работе (во внеслужебное время) обычно тоже происходит по телефону. Таким образом, человек задавшийся целью наладить взаимоотношения с коллегами, должен овладеть имуществом не только контактного устного речевого общения, но и общения опосредованного, в данном случае - телефонного разговора.

В чем специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств (радио, телевидение, магнитофонные записи, кино и др.). Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем:

1. 1. Телефонный разговор не является средством массовой коммуникации

2. 2. Это форма общения с обратной связью, что сближает его с непосредственной формой устного речевого общения

3. 3. Телефонный разговор характеризуется неподготовленностью,. спонтанным характером в отличие от большинства других видов общения,. осуществляемым при помощи технических средств

4. 4. Телефонный разговор - форма диалогической речи

Специфика телефонной связи исключает монолог (в отличие, скажем, от селектора). Обратная связь как необходимое условие телефонного разговора вследствие опосредованности контакта и дистантности собеседников в пространстве приводит к невозможности использования только монологической речи. Монологи включается в телефонный разговор лишь в виде небольших по времени отрезков текста.

5 Этикет телефонного разговора требует краткости протекания во времени, что вызвано следующими причинами:

Во-первых, одноканальная телефонная связь нарушает возможность контакта собеседников с другими абонентами, что вызывает к жизни речевые формулы типа: Извините, я жду телефонного звонка; Позвоните попозже и т.д.

Во-вторых, инициатор телефонного разговора неожиданно влкючается в распорядок для собеседника и тем самым может нарушить его. Отсюда появляется необходимость речевых формулах извинения: Я очень коротко; Я вас не отвлекаю от дела? и т.д.

В-третьих, телефонный разговор используется по преимуществу для решения срочных вопросов.

Как видно из перечисленного выше, телефонный разговор - это форма устного, спонтанного диалога, осуществляемого при помощи технических средств.

Типы телефонного разговора:

В зависимости от целевой установки звонящего можно выделить несколько типов телефонного разговора:

1. 1. Наведение справки

2. 2. Различные заказы

3. 3. Вызовы кого-либо

4. 4. Передача информации

5. 5. Поздравление

6. 6. Поддержание контактов (звонки этикетного характера)

В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры:

1. 1. Официальные (деловые) - их ведут малознакомые люди

2. 2. Неофициальные (частные): а) Нейтральные - между знакомыми, на равными по положению людьми; б) Дружеские - между близкими людьми.

Правила разговора по телефону:

1. 1. Следует разграничивать официальные (деловые) телефонные разговоры и неофициальные. Обычно деловые разговоры ведутся по служебным, а не по домашним телефонам. В этом случае, если приходится звонить домой по делу, нужно принести извинения, коротко изложить суть дела и договориться о деловой встрече или деловом служебном звонке.

2. 2. Звонки домой до 9 часов утра и после 10 часов вечера являются нарушением элементарного этикета. Если же обстоятельства оказываются важнее этикетных отношений и приходится звонить в внеэтикетное время, нужны извинения и изложения серьезных причин, побудивших к нарушению этикета.

3. 3. Нельзя звонить домой незнакомым людям. В том случае, если приходится это делать, необходимо объяснить, кто из общих знакомых порекомендовал это сделать и дал номер телефона.

4. 4. Разговор по телефону не должен быть долгим (по правилам этикета не более 3-5 минут), окончить разговор должен тот человек, который позвонил.

5. 5. Абонент, которому звонят, может себя не называть, даже если это служебный телефон.

6. 6. Непозволительно тому, кто звонит, начинать разговор с вопросов: Кто говорит? Кто у телефона? Такие вопросы считаются невежливыми.

7. 7. Считается неудобным выяснять третьему лицу личность звонящего, если абонента нет на месте.

Смысловые части телефонного разговора:

Любой поток речи, в том числе и телефонный разговор, может быть расчленен на семантические части (отрезки речи, передающие определенные речевые действия)

Как известно, любая речевая деятельность складывается из речевых действий, а последние из речевых операций. Телефонный разговор - это сумма речевых действий, многие из них являются постоянными для телефонного разговора, многие имеют свое закрепленное место в композиции разговора. Ниже можно ознакомиться с примерным набором семантических частей обычного телефонного разговора:

1. 1. Установление контакта с абонентом.

а) Вхождение в контакт. Наиболее распространенные фразы: Алло! Я вас слушаю! Такой-то у телефона!

Вхождение в контакт может быть прямым или опосредованным - через третье лицо: телефонистку коммутатора; телефонистку междугородной связи; через любое третье лицо.

Вхождению в контакт могут мешать различные обстоятельства, которые комментируются абонентами.

б) Установление личности. Наиболее распространенные фразы: Говорит такой-то; Такой-то слушает; Это такой-то?

в) Проверка слышимости

2. 2. Начало разговора.

а) Приветствие

б) Вопрос о том, возможен ли разговор: Я вас не отрываю? Вы можете сейчас поговорить? и т.п.

в) Вопросы о жизни, делах, здоровье (этот вопрос предшествует началу разговора, если он не является целью разговора в неофициальной дружеской беседе)

г) Сообщения о цели телефонного разговора

3. 3. Развитие темы. Развитие темы разговора сопровождается реакцией собеседника на информацию, репликами собеседника с целью перехватить инициативу.

4. 4. Конец разговора.

а) Заключительные фразы, обобщающие тему разговора.

б) Этикетные фразы, сопровождающие конец телефонной беседы.

в) Прощание.

Семантичесские отрезки телефонного разговора:

Вхождение в контакт с абонентом и установление личности:

В связи в дистантностью собеседников во время телефонного разговора и опосредованным его характером, прежде чем начать разговор необходимо, во-первых, войти в контакт, то есть установить наличие связи; во-вторых, установить личности собеседников и, в-третьих, проверить, достаточно ли хорошо они слышат друг друга.

Эти три семантические компонента составляют первую композиционную часть телефонного разговора, игнорирование которой часто приводит к казусным ситуациям.

В том случае, если звонит незнакомый или малознакомый человек, он в первую очередь должен объяснить, кто он и почему звонит, а затем назвать фамилию, имя, отчество.

В телефонном разговоре с незнакомым и малознакомым человеком лучше сначала назвать фамилию, а затем имя-отчество, так как это облегчает запоминание имени и отчества, которые являются основой формой обращения в русском языке.

Невозможность видеть собеседника приводит к тому, что, говоря по телефону, человек должен проверять, как его слышно. Наиболее распространенные фразы: Вы хорошо меня слышите? Как слышимость?

Если слышно плохо, а слово (фамилия, термин), требует того, чтобы оно было точно воспринято, то диктуют слово по буквам.

Проверка слышимости:

Начало телефонного разговора, которое следует за установлением контакта, характеризуется разным набором речевых формул в зависимости:

а) от официальности (или неофициальности) разговора

б) от целевой установки звонящего

в) от времени протекания телефонного разговора.

Чем короче время разговора, тем меньше этикетных фраз, предшествующих главной теме разговора.

Чем официальнее разговор,. тем быстрее вводится целевая тема разговра.

Если телефонный звонок носит целенаправленный характер (что-либо сообщить, проконсультироваться и т.д.), то количество этикетных фраз сокращается, если же звонят для приветствия, поддержания контакта, то роль и количество этикетных фраз значительно возрастает.

Схема начала телефонного разговора одинакова для всех типов этого вида речевой деятельности и сводится к следующему:

а) Этикетные фразы приветствия, которым могут предшествовать фразы о трудностях связи в абонентом

б) Вопрос о том, можно ли поговорить с абонентом или извинения за телефонный звонок (за причиненное беспокойство, за то, что абонент отрывается от дел)

в) Этикетные фразы о жизни, делах, здоровье, благодарности (извинения) за что-либо, поздравление (пожелание) и т.д.

г) Сообщение о цели телефонного разговора, введение темы разговора.

Этот полный перечень семантических частей не обязательно реализуется в каждом разговоре. Так, в деловом разговоре при официальных отношениях отсутствует третий пункт, может отсутствовать и второй и четвертый.

Вопросы типа: Как вы живете? Как вы себя чувствуете? Как ваше здоровье? являются вежливыми и стилистически нейтральными.

Как жизнь? (дела, здоровье, самочувствие) - вопросы фамильярные, дружеские.

Вопросы о здоровье чаще всего задаются больным и пожилым людям.

Следует обратить внимание на то, что осведомление о жизни, здоровье нехарактерно в том случае, когда ведутся деловые переговоры (но если абоненты лично знакомы и давно не виделись, то можно начинать разговор с осведомления о жизни, делах, здоровье).

Типичная тематика телефонных разговоров:

Описать темы разговора невозможно, так как их бесчисленное количество, поэтому мы опишем некоторые группы постоянных речевых формул, которые могут сопровождать любую тему разговора:

1. 1. Затруднения в разговоре

2. 2. Поддержание разговора:

а) Уточнения, переспросы

б) Развитие темы

в) Перебивка, стремление перехватить инициативу

г) Переход к новой теме

3. 3. Проявление внимания к чужой речи и проверка внимания собеседника.

4. 4. Выход из контакта. Прекращение разговора.

Невозможно описать все темы телефонных разговором, так как их такое же количество, как и тем устных контактных разговоров. Однако, можно выделить некоторое количество тем, постоянно встречающихся в телефонных разговорах. Это, во-первых, получение различных справок по телефону, во-вторых, осуществление вызовов и заказов, в-третьих, передача различной информации, в-четвертых, проведение переговоров о встречах, в-пятых, поздравления и приветствия по телефону.

Проявление внимания к чужой речи:

Приложение

Слушатель Рассказчик

Ну! Ну вот!

Ну? Ну а дальше!

Ну. Ну и...

Да ну!

Ну и ну!

Ну и...

Ну и что?

Ну а потом?

Да

Так

Именно так

Ага

Угу

Абсолюбно верно Я тоже так считаю

Вы совершенно правы!

Ты абсолютно прав(а)!

еще бы

Ну еще бы

Конечно

А как же иначе?

Иначе нельзя

Именно (только) так

Что вы(ты) говорите! В самом деле

Не может быть! Именно так

Неужели?

Да?

Повторит(те) еще раз, пожалуйста!

А что?

Ну и что?

Как это понять? Как хочешь, так и понимай

Как же это можно? Значит, можно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: