double arrow

РЕБЕНКА

11Л.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познава­тельной деятельности и личности умственно отсталых детей до­школьного и школьного возрастов.


Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого име­ется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

Психология умственно отсталых детей находится на стыке мно­гих наук и в значительной мере зависит от степени разработанно­сти теоретических проблем философии, детской неврологии и пси­хиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской,; возрастной и специальной психологии, общей и специальной пе­дагогики, социологии.

Задача психологии умственной отсталости — определение свое-; образия общих, особых и индивидуальных черт, присущих пси­хике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обус­ловливающих развитие ребенка и его способность социально адап­тироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагности-; ки, а также с вопросами коррекционно-направленного воспита­ния и обучения, предусматривающими последовательную под­готовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружаю-щую среду.

И.1.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ]

Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски- I,
роль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кэттэл, со- [
средоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений ум- >:
ственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была 1
в определении связи интеллектуальной недостаточности с душев-;,;
ными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих на-!
рушений. |

С середины XIX в., когда во многих европейских странах стало- f вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления; интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению \ школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и ' педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболева­ний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось не-I сколько позже — в начале XX в. и стало предметом широкого изу­чения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г.И.Россолимо и : др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в. усилиями:


Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофи­зиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.

Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно-психические особенности которых яв­ляются причиной отставания в учении, затрагивал в своих трудах К.Д-Ушинский. Педагоги и психологи придавали большое значе­ние анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направ­лением таких детей во вспомогательные школы, которые появи­лись в России в 1908 — 1910 гг.

В середине XIX в. врачи стали отделять умственно отсталых де­тей от других пациентов психиатрических больниц. По мере по­пыток их воспитания и обучения накапливались сведения об осо­бенностях их психической деятельности. В 1915— 1916 гг. вышел из печати первый в России фундаментальный труд Г.Я.Трошина «Ан­тропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Автор обобщил в нем мате­риалы, полученные зарубежными и отечественными исследова­телями, высказал ряд интересных и продуктивных положений от­носительно познавательных процессов и личностных особеннос­тей умственно отсталых детей. К их числу относятся утверждения о возможности развития умственно отсталых детей, об общности законов, по которым осуществляется развитие нормального и ано­мального ребенка.

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве на­учно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем лаборатории специальной психологии, объ­единившей усилия молодых талантливых ученых. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие и об­щей и специальной психологии в России. Им был сформулирован ряд важнейших теоретических положений, к которым относятся следующие:

о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;

об идентичности факторов, обусловливающих развитие нор­мальных и аномальных детей;

о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномально­го ребенка и об основных направлениях коррекционной педаго­гической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

о коллективе как факторе развития высших психических функ­ций ребенка;

об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умствен­ной отсталости;


о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.

В начале 1930-х гг. Л. В. Занков разрабатывал теоретические ос­
новы специальной психологии и предпринял разноплановое изу­
чение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал об­
щее направление, этапы развития их памяти и условия, этому
способствующие. Позднее ученый осуществил исследование мыш­
ления и речи этих детей, а также провел лонгитюдинальное изу-i
чение индивидуальных и типологических особенностей учащихся
специальной школы и остро поставил вопрос о необходимости
разработки проблемы дифференциальной диагностики. Затем его
внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимо­
действия слова и средств наглядности при организации процесса
обучения умственно отсталых детей, исследование которой нан
шло свое отражение не только в его научных статьях и книгах, не*
и в программах, учебниках, методических пособиях. i

Л. В. Занковым была написана первая в истории послереволю­
ционной России книга, в которой были широко использованы
материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очер-f
ки психологии умственно отсталого ребенка» (1935). Несколько
позднее, в 1939 г., им был опубликован первый оригинальный!
учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов
дефектологических факультетов педагогических институтов.*
Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборник «Умствен­
но отсталый ребенок» (1935), изданный под редакцией Л. С. Вы­
готского и И. И. Данюшевского и сыгравший большую роль в ста­
новлении в России специальной психологии.;

Психология умственно отсталых детей в России развивалась в
ходе постоянного научного общения с зарубежными коллегами.»
Оно проходило в форме участия в международных конференциях
и конгрессах, стажировок, командировок специалистов, обмена
студентами, аспирантами и литературой. i

И' I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: