Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении,
так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Преж-,
де всего условием полноценного развития в младенческом возра- \
сте является наличие условий для развертывания непосредствен- \
ного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие ■
таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоцио- j
нального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти \
данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах ■■
и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось, \
что независимо от морального облика матери само по себе обще-. \
ние с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясель­
ной группе, где дети практически лишены" индивидуального вни- \
мания. {

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алко­голизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые од­ним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95% детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степе­ни выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактически не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося раз­вития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих


место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного отечествен­ного психолога А. В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследова­ния... стадиальный характер, не порождая само по себе новых пси­хологических образований, создает на каждой возрастной ступе­ни специфические условия, специфические предпосылки для ус­воения нового опыта, для овладения новыми способами деятель­ности, для формирования новых психических процессов... наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от раз­вития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызывае­мое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, ока­зывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры» (Значение ранних пери­одов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. - М., 1978. — С. 256-257).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: