Внимание

С самого начала углубленного комплексного изучения при­чин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изу­чения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных


эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении, нарушения целенаправленного внимания занимают первое место (Т.А.Вла­сова, М.С.Певзнер, К.В.Демьянов, Л.И.Переслени, Л.Ф.Чуп-ров и др.).

Так, Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1973) отмечают, что основ­ным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредо­точиться на выполнении учебных заданий.

В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Переслени, З.Тржесоглава, Г. И.Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишке -вич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

• неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к сни­жению продуктивности, обусловливает трудности выполнения за­даний, требующих постоянного контроля, свидетельствует о не­зрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в те­чение 5 — 15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабо­чего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из де­ятельности, занимаясь посторонними делами. После восстанов­ления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельнос­ти и т.д.;

• сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредо­точения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических фак­торов соматического или церебрально-органического генеза;

• снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновремен­но меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные зада­чи, затруднено восприятие ситуации в целом;

• сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы оку­тан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельно­сти и условий ее реализации среди несущественных побочных де­талей;

• сниженное распределение внимания. Ребенок не может од­новременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т. е. находятся на стадии усвоения;

• «прилипание внимания». Выражается в трудностях переклю­чения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся си­туацию;

• повышенная отвлекаемость.

Сравнительное экспериментальное исследование влияния по­сторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на дея-


тельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на дея­тельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

Анализ характеристик учащихся с ЗПР, обучающихся в массо­вой школе, проведенный Л. Ф. Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92% случаев. Данный процент практически совпадает с выводами З.Тржесоглавы (табл. 1) относительно частотности проявления тех или иных признаков при легкой мозговой дисфункции генеза.

Таблица 1

Динамика проявлений наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генеза на протяжении детства1, %

Признаки Возраст, годы
  6-11 15-18
Двигательное беспокойство      
Нарушение координации движений      
Нарушения внимания      
Эмоциональная неустойчивость      
Импульсивность      
Инфантилизм  
Агрессивность  
Невротические признаки      
Нарушения восприятий      
Графомоторные нарушения      
Нарушения логического мышления    
Медленный темп работы  
Колебания работоспособности  

Примечание. Знак «—» обозначает отсутствие точных количественных Данных.

По данным З.Тржесоглавы.

• 1ГП


Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, характеризуется нали­чием короткого промежутка собственно внимательного поведе­ния: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить ин­струкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невниматель­ности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюда­ется повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зритель­ные стимулы, детали собственной одежды и т. п.

В настоящее время по отношению к детям, у которых на пер­вое место выходят исключительно нарушения внимания, ослож­ненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гипер­активностью» (СДВГ).

На первое место среди причин, вызывающих данное наруше­ние (рис. 6), ставят причины биологического характера, в частно­сти слабое развитие лобных долей, которые отвечают за програм­мирование и контроль поведения, а также нарушения ретикуляр­ной формации (блок активации).

Среди неблагоприятных факторов отмечается также отягощен­ный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении.

Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. За­мечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута

Биологические факторы — 100%





Социально-психологические факторы


£>г


О3


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Рис. 6. Основные причины синдрома дефицита внимания с гиперактив­ностью у детей (по Н.Н.Заваденко)


гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т. Б.Глезерман).

Не исключаются и причины социально-психологического по­рядка, такие, как стресс матери во время беременности, небла­гоприятная семейная обстановка.

Распространенность данного нарушения в разных странах ко­леблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н. Н.Заваденко, частота проявлений данно­го синдрома в общеобразовательной школе — 6,6%, при этом сре­ди мальчиков эта цифра составила 11,2%, а среди девочек — 2%.

Несмотря на описанные выше общие недостатки внимания, у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс пока­зателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других — максимальная концентрация внимания насту­пает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих — наблюдаются периодические колебания внимания и неравномер­ная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: