То, как адресат-собеседник воспринял сообщение, извлек из него необходимый смысл, называется импликатурой. Импликатура – это имплицитный смысл, вводимый в высказывание посредством эксплуатации прагматической пресуппозиции.
Примеры:
(1) Студенческая столовая: ‑ А у вас салат сегодняшний? ‑ Я тебе больше скажу, он еще и завтрашний! Импликатура: ‘В столовой кормят просроченной едой’
(2)
Телеграмма от родителей: «Как экзамены? Сообщи срочно!»
Ответ: «Экзамен прошел блестяще. Профессура в восторге. Просят повторить осенью». Импликатура: ‘Сын ‑ двоечник’
(3) Приезжают родители студента в город. Находят адрес, где тот снимает квартиру с другом, звонят в дверь.
-Кто? ‑ незнакомый пропитый голос из-за двери.
- Извините, здесь живет Петров Сергей? ‑ спрашивают родители.
- Да, здесь... ‑ за дверью пауза. И тишина. Затем тот же голос.,
- Знаете что, положите Серегу возле двери, а я потом оденусь и занесу его.
Импликатура: ‘Сын ‑ алкоголик’
Таким образом, пресуппозиция принадлежит говорящему, а импликатура – слушающему.
|
|
Вопросы для самопроверки
- Докажите на конкретном примере, что именно коммуникати вный контекст формирует смысл высказывания.
- Какие типы информации выделяет Р. Белл? Какие из них могут быть имплицитными?
- Назовите типы информации по И.Р. Гальперину.
- Что такое пресуппозиция? Каковы ее типы?
- Чем пресуппозиция отличается от импликатуры?
Литература
1. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Р. Белл. ‑ М.: Международные отношения, 1980. ‑ 318 c.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М. Наука, 1981. – 139 с.