double arrow

Подразумевает ли это быть злым?


Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цепи на людей какое-то чудовище. Эта точка зрения мне очень знакома, так как я встре­чал ее почти у каждого клиента: «Если бы я осмелился дать волю чувст­вам, которые заперты внутри, если бы каким-то образом я жил этими чув­ствами, это была бы катастрофа». Такое высказанное или невысказанное отношение наблюдается почти у каждого клиента, когда он начинает пере­живать свои незнакомые ему качества. Но весь ход его переживаний в пси­хотерапии противоречит этим страхам. Он обнаруживает, что постепенно может «быть» своим гневом, когда это реально отражает его чувства, и та­кой принятый или видимый ему гнев неразрушителен. Он обнаруживает, что он может быть своим страхом, но, зная это, он не растворяется в нем. Он находит, что он может жалеть себя, и это не «плохо». Он может быть и бы­вает своим сексуальным чувством, или чувством лени, или враждебности, но от этого небо не падает на землю. Причина, кажется, заключается в том, что чем более он способен разрешить своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии его чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть».,. 199

которыми вышеназванные смешиваются и уравновешивают их. Он чувст­вует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым или злым. Он чувствует интерес, живость, лю­бопытство, так же как лень или безразличие. Он так же чувствует себя бо­язливым, как смелым и храбрым. Его чувства, когда он живет рядом с ни­ми и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекая его на какой-нибудь дурной путь, не поддающийся контролю. Выражая свое беспокойство, люди иногда говорят, что, если бы чело­век был тем, что он действительно есть, он бы выпустил на волю сидяще­го в нем зверя. Мне это смешно, так как я думаю, мы могли бы ближе познакомиться с такими вот зверями. Льва часто называют символом хищности. Но что такое лев? До тех пор, пока он не очень извращен кон­тактом с людьми, у него есть многие качества, о которых я говорил вы­ше. Конечно, он убивает, когда голоден, но никогда не делает этого в ди­ком неистовстве и никогда не переедает. Он поддерживает себя в форме лучше, чем некоторые из нас. Он беспомощен и зависим в детстве, но от этого он движется к независимости. Он не цепляется за зависимость. Он эгоистичен и эгоцентричен в младенчестве, но, будучи взрослым, он пока­зывает разумную степень сотрудничества, он кормит, защищает и заботит­ся о своем потомстве. Он удовлетворяет свои сексуальные желания, но это не значит, что он занят дикими, похотливыми оргиями. Его различные стремления и побуждения находятся в гармонии. В основном он созида­тельный и достойный представитель семейства кошачьих. То есть я счи­таю, что если кто-то является полностью и действительно уникальным членом человеческого рода, это не должно вызывать ужас. Наоборот, это означает полный и открытый процесс бытия одного из самых наиболее чувствительных, отзывчивых и творческих существ на этой планете. Ис­ходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное чело­веческое существо, вовсе не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название — «положительный», «конструктив­ный», «реалистический», «достойный доверия» процесс.


Сейчас читают про: