Стремление к смыслу

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­ствлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достиг­нет понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потреб­ность в смысле. Существуют авторы, которые утверждают, будто смысл и ценности есть «не что иное, как защитные механизмы, реактивные образо­вания и сублимации». Что касается меня, то я не стал бы жить для того, что­бы спасти свои «защитные механизмы», равно как и умирать ради своих «реактивных образований». Человек же, однако, способен жить и даже уме­реть ради спасения своих идеалов и ценностей!

Несколько лет назад во Франции проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89% опрошенных считают, что человек нуждается в «чем-то таком», ради чего он живет. Другими словами, по­требность в смысле является для большинства фактом, а не слепой верой.

1 Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.118—126.


204 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Конечно, могут быть такие случаи, когда отношение человека к цен­ностям на самом деле является только маскировкой скрытых внутренних конфликтов. Но такие люди являются скорее исключением из правила, чем самим правилом. В таких случаях вполне оправдана психологическая интерпретация. В таких случаях мы на самом деле имеем дело с псевдо­ценностями (хорошим примером этого служит фанатизм), и как псевдоцен­ности они должны быть демаскированы. Демаскировка, или развенчание, однако, должна быть сразу же прекращена при встрече с достоверным и подлинным в человеке, в частности, с сильным стремлением к такой жиз­ни, которая была бы настолько значительна, насколько это возможно. Если же развенчание в таком случае не прекращается, то совершающий развен­чание просто выдает свою собственную потребность в том, чтобы подавить духовные стремления другого.

Мы должны очень осторожно относиться к тенденции понимать цен­ности в терминах простого самовыражения человека. Логос, или смысл, есть не просто выход за пределы собственного существования, но скорее нечто противостоящее существованию. Я считаю, что мы не выбираем смысл на­шего существования, а скорее обнаруживаем его.

Человека не влечет к моральному поведению, он в каждом случае решает вести себя морально. И человек делает это вовсе не для того, что­бы удовлетворить свою моральную потребность или иметь хорошее на­строение. Он делает это для того, чтобы спасти тот путь, по которому он направил себя, или для спасения любимого человека, или ради спасения своего бога. Если же он действительно ведет себя морально ради спасе­ния своего хорошего настроения, он становится Парисом и перестает быть по-настоящему нравственной личностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: