Поважный Денис

Полетела береговушка в рощу. Глядь – там на елке Певчего Дрозда Домишко. Снаружи все зеленым мхом украшено, внутри как чаша гладкое. Посередине яйца лежат. Дрозд предложил Береговушке переночевать.

— Хороший, Дрозд, у тебя домишко, да – только иголки еловые кругом, боюсь уколоться.

— Ну, лети тогда к Сороке.

— Вот спасибо! – пропищала Береговушка.

Перелетела Береговушка на соседнюю елку. Там она встретила Сороку и попросилась к ней ночевать.

— Ночуй, если тебе моя избенка нравится, — говорит Сорока.

А какая у Сороки избенка?

Похожа она на муфту: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломкой устлан; посредине вход; крыша из веток. Чем не избенка? Сорока в ней сидит, только хвост торчит и клюв.

— Грубая это избенка для меня.

Обиделась Сорока и говорит:

— Лети тогда к Синичке-Ремезу.

Полетела ласточка к реке к Синичке. Глядь – там по веткам, по кусточкам Ремез-Синичка скачет – тоненьким своим носиком пух с ивы собирает. Села Береговушка на куст и видит: лежит варежка на ветке, пуховая, мягкая.

— Какая хрупкая постройка, сильным ветром ее может сдуть на землю.

— Лети тогда к Козодою. У него домик прямо в земле устроен. Я тебя провожу туда.

Полетели они к Козодою.

Вдруг видят: сидит Козодой Полуночник на земле между кочек. Вспорхнул Козодой, а под ним – ямка между кочек. А в ямке два мраморных яичка лежат.

— Козодой, а ты не боишься, что твой домик может лиса разворовать? – спрашивает Береговушка.

— Поживи у меня, тогда узнаешь.

— У тебя ни пола, ни стен, ни крыши над головой нет. Куда же мне деваться от врагов? Лучше я поищу другой домик.

— Тогда лети ты к дятлу, у него надежный дом. Лети ты в осинник, найди его на самой высокой осине.

Полетела Береговушка в лесок, и скоро она отыскала Дятла. Дятел сидел на осине, лапками уцепившись за кору, и долбил свое дупло.

— Дятел, что ты делаешь? – спросила Береговушка.

— Я дупло делаю, потом опилок натаскаю, и будет у меня уютно и тепло.

— Да у тебя дом не готов, лучше я полечу куда-нибудь в другое место. До свидания!

* * *

На уроках литературного развития дети осваивают актуальные для их возраста жанры — считалки, скороговорки, загадки, небылицы.

«Маленькие шедевры» — так бы я назвала подборку считалок, скороговорок, загадок, сочиненных первоклассниками в подражание народным произведениям под руководством учителя Галины Владимировны Самыкиной (московская прогимназия 1755, 2002 год).

Сочинение собственных произведений — заключительное звено, итог серьезной работы. Сначала первоклассники вспоминали считалки, которыми считаются во дворе, записывали их, сравнивали со считалками одноклассников. Записывали считалки, которые помнят их мамы и папы, бабушки и дедушки. Потом проверяли, на сколько игроков хватает короткой считалки, а на сколько — длинной, делили текст считалки так, как он делится при счете. Так была открыта стопа — сочетание ударного и безударного слога — и ритм считалки. Потом рисовали «узоры», отражающие ритмический рисунок считалок, сравнивали эти узоры. Вписывали в считалки пропущенные слова, отдельные строки… сравнивали считалку со стихотворением. Рисовали картинки к считалкам и обнаружили, что есть среди них такие, к которым нарисовать картинки очень-очень трудно!

Вот попробуйте:

Эни, бени, рики, таки,

Турба, урба, сенти-бряки…

В одних классах такие считалки были названы погремушками, в других — тарабарскими считалками, в третьих было решено, что это язык инопланетян…

Немало учебных событий отделяет и первый урок по скороговоркам от сочинения скороговорок, попавших в книжку, а первый урок по загадкам — от первых удавшихся загадок… Сочинив первые варианты собственных произведений, ребята прочитали их своему учителю и одноклассникам, которые стали их первыми критиками. Сравнивая свои первые опыты с образцом — народными считалками, скороговорками, загадками — ребята оттачивали свои тексты, получая уроки словесного искусства.

Именно поэтому издание такой книжки — настоящий праздник

В этой книжке есть произведения всех первоклассников, а их у Галины Владимировны почти 60 (два класса!). Каждый сочинил и считалку, и скороговорку, и загадку, а у многих получилось 2, 3, 4 считалки, загадки, скороговорки… Для книжки, конечно, выбирали лучшие, стараясь довести их до совершенства. Рекомендации авторам давали сами ребята, поэтому произведения свободны от неуместной в этих жанрах взрослости. Учителем и образцом для подражания был фольклорный текст, открывший первоклассникам свои секреты…

Здесь приведена лишь малая часть произведений, включенных в книгу с веселым названием — «Искорки смеха».

Считалки

Белка прыгала-скакала

И от зайца убежала.

А ей заяц «Ду-ду-ду!

Все равно тебя найду».

Вот летит баранчик,

Белый одуванчик,

Одуванчик-одувон,

Выходи из круга вон!

Бука-пука-марабука-

Безобразнейшая штука.

Прилетел опять дракон,

Кто не верит — выйди вон!

Ходим с папой на рыбалку,

Любим рыбку половить.

А поймаем — не поймаем,

Все равно тебе водить.

Дед Мороз,

Дед Мороз,

Укусил меня за нос.

Вот куранты

Будут бить.

Дед Мороз,

Тебе водить.

Раз, два, три, четыре,

Сели мы в автомобили.

Покатили на вокзал.

Там вагон уже стоял.

Вещи кинули в него,

Все, и больше ничего!

Раз, два, три, четыре, пять,

Приходи ко мне играть.

Пробежанца-погулянца,

По лужанца поскаканца,

В лужу шлепнулся, увы,

Выходи из круга ты.

Шухо, мехе, ланте, лон,

Выходи из круга вон!

Скороговорки

Машина шуршит шинами,

Шинами шуршит машина.

У призрака каприз — разглядывать карниз.

Разглядывать карниз — у призрака каприз.

Снился сосне

Снег по весне.

Доктор с докторенком

Лечили дикаренка.

Тишка тихо исподтишка

Тащил мышку из-под мешка.

Кошка хвостатая, усатая,

Пушистобелополосатая.

Пропах дед пеплом,

Когда коптил вепря.

У короля корнет

Украл лорнет.

У корнета король

Украл бандероль.

Белыми белилами

Набело белили мы.

У Егорки на задворках

Горка гирек на пригорке,

Но пригорок маловат,

Гирьки кубарем летят.

Тигр, рак и крот

Удрали на курорт.

Удрали на курорт

Тигр рак и крот.

Ворона-воровка

Ворковала с Вовкой.

Дворник из дворика

Детвору выдворял.

Киска Алиска

Сероголубопушистоласковая.

Грушесливофруктоед

Сделал саду страшный вред.

Серодымчаторифленорасплывчатоизогнутая ракушка.

Гаврила говорил, всех переговорил да заговорил.

Загадки

В холодильнике лежит

Круглый,

Вкусный,

Желтый,

Весь в дырочках.

(Сыр)

Длинный узенький шнурок

По пень заполз.

(Уж)

Полосатая,

Крылатая,

Медом богатая.

(Пчела)

На небе сыр

Без дыр.

(Месяц)

Два кружочка,

Два крючочка.

На уши надеваем,

Глазкам помогаем.

(Очки)

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

(Мост)

Что по небу ходит днем

И ложится спать потом?

(Солнце)

Сочинение подражаний знакомым игровым жанрам беспроигрышно ведет детей к успеху. И потому приносит детям истинное удовольствие, радость творчества.

Детям удается найти немало интересных образов даже для одного предмета. Вот несколько загадок барнаульских второклассников (гимназия 123, учитель Елена Ильинична Величкина) про шишку с орехами:

Висит на елке,

На зеленой иголке,

Красивая, золотая,

Орехами налитая.

Хрустят хрустелки,

Шелушат их белки.

Живут мальчишки

В большом домишке.

Шапочки зеленые,

Солнцем золоченые.

А скорлупки костяные,

Нелегко разгрызть такие!

А вот загадки про карандаш, сочиненные второклассниками г. Жуковского (учитель Илюшина Надежда Федоровна):

Бежит Тимошка по узенькой дорожке,

Его следы — твои труды.

Нарисую, что хочу,

Только носик заточу.

Конек-Горбунок

Один не ездит,

А на нем

Пять братцев катаются.

А Дима из Новосибирска (учитель Петухова Ольга Евгеньевна) сочинил особенно причудливую загадку:

Кавринцем-кандринцем

Сделал я пиркинцу-дарпинцу.

Где не нужен был кавринец-кандринец,

Прошлась париска-нариска.

(Карандаш, рисунок, ластик)

Не правда ли, такая щедрость и свежесть образов доступна далеко не каждому взрослому?!

Успех детского сочинительства определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, детям предлагается доступный и актуальный учебный материал. Если бы мы попросили их сочинить в этом возрасте элегию или сонет, шедевров бы не получилось.

Во-вторых, учитель не навязывает детям своих замыслов, представлений, стремясь уловить в детских, подчас бессвязных, репликах то зернышко, которое вот-вот начнет прорастать, развиваться, определяя индивидуальную и неповторимую учебную траекторию начинающего ученика. Один из основных талантов учителя — иметь веру в своих учеников и терпение, чтобы не торопить детей и уметь ждать (Шалва Амонашвили).

В-третьих, эти сочинения — результат длительного и кропотливого труда. Эта не та ситуация, когда успешны только те дети, которые выросли в более интеллектуальных семьях, и учитель лишь пожинает плоды родительских усилий. В классе, на уроках, создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок мог научиться сочинять так.

* * *

По мере взросления наших учеников материал подражания усложняется. В 4-м классе на уроках литературного развития они пишут, например, лирические миниатюры — подражания Михаилу Пришвину.

Приведу серию работ учащихся прогимназии 1755 г. Москвы (учителя Галина Владимировна Самыкина, Гвинджилия Ольга Витальевна, Леунова Елена Анатольевна).

Королева Лена

Борьба

Пришло весеннее время, а снег еще не растаял, и зима борется за свое прошедшее время.

Кузнечики

Тиканье часов в тишине похоже на стрекотанье кузнечиков.

Выключатель

Солнце как выключатель, когда оно есть, все живое, а когда оно прячется, все замирает.

Прятки

Весною, утренним днем, солнце наблюдает за всеми твоими делами, а когда ты собираешься гулять, оно прячется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: