Полетела береговушка в рощу. Глядь – там на елке Певчего Дрозда Домишко. Снаружи все зеленым мхом украшено, внутри как чаша гладкое. Посередине яйца лежат. Дрозд предложил Береговушке переночевать.
— Хороший, Дрозд, у тебя домишко, да – только иголки еловые кругом, боюсь уколоться.
— Ну, лети тогда к Сороке.
— Вот спасибо! – пропищала Береговушка.
Перелетела Береговушка на соседнюю елку. Там она встретила Сороку и попросилась к ней ночевать.
— Ночуй, если тебе моя избенка нравится, — говорит Сорока.
А какая у Сороки избенка?
Похожа она на муфту: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломкой устлан; посредине вход; крыша из веток. Чем не избенка? Сорока в ней сидит, только хвост торчит и клюв.
— Грубая это избенка для меня.
Обиделась Сорока и говорит:
— Лети тогда к Синичке-Ремезу.
Полетела ласточка к реке к Синичке. Глядь – там по веткам, по кусточкам Ремез-Синичка скачет – тоненьким своим носиком пух с ивы собирает. Села Береговушка на куст и видит: лежит варежка на ветке, пуховая, мягкая.
|
|
— Какая хрупкая постройка, сильным ветром ее может сдуть на землю.
— Лети тогда к Козодою. У него домик прямо в земле устроен. Я тебя провожу туда.
Полетели они к Козодою.
Вдруг видят: сидит Козодой Полуночник на земле между кочек. Вспорхнул Козодой, а под ним – ямка между кочек. А в ямке два мраморных яичка лежат.
— Козодой, а ты не боишься, что твой домик может лиса разворовать? – спрашивает Береговушка.
— Поживи у меня, тогда узнаешь.
— У тебя ни пола, ни стен, ни крыши над головой нет. Куда же мне деваться от врагов? Лучше я поищу другой домик.
— Тогда лети ты к дятлу, у него надежный дом. Лети ты в осинник, найди его на самой высокой осине.
Полетела Береговушка в лесок, и скоро она отыскала Дятла. Дятел сидел на осине, лапками уцепившись за кору, и долбил свое дупло.
— Дятел, что ты делаешь? – спросила Береговушка.
— Я дупло делаю, потом опилок натаскаю, и будет у меня уютно и тепло.
— Да у тебя дом не готов, лучше я полечу куда-нибудь в другое место. До свидания!
* * *
На уроках литературного развития дети осваивают актуальные для их возраста жанры — считалки, скороговорки, загадки, небылицы.
«Маленькие шедевры» — так бы я назвала подборку считалок, скороговорок, загадок, сочиненных первоклассниками в подражание народным произведениям под руководством учителя Галины Владимировны Самыкиной (московская прогимназия 1755, 2002 год).
Сочинение собственных произведений — заключительное звено, итог серьезной работы. Сначала первоклассники вспоминали считалки, которыми считаются во дворе, записывали их, сравнивали со считалками одноклассников. Записывали считалки, которые помнят их мамы и папы, бабушки и дедушки. Потом проверяли, на сколько игроков хватает короткой считалки, а на сколько — длинной, делили текст считалки так, как он делится при счете. Так была открыта стопа — сочетание ударного и безударного слога — и ритм считалки. Потом рисовали «узоры», отражающие ритмический рисунок считалок, сравнивали эти узоры. Вписывали в считалки пропущенные слова, отдельные строки… сравнивали считалку со стихотворением. Рисовали картинки к считалкам и обнаружили, что есть среди них такие, к которым нарисовать картинки очень-очень трудно!
|
|
Вот попробуйте:
Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, сенти-бряки…
В одних классах такие считалки были названы погремушками, в других — тарабарскими считалками, в третьих было решено, что это язык инопланетян…
Немало учебных событий отделяет и первый урок по скороговоркам от сочинения скороговорок, попавших в книжку, а первый урок по загадкам — от первых удавшихся загадок… Сочинив первые варианты собственных произведений, ребята прочитали их своему учителю и одноклассникам, которые стали их первыми критиками. Сравнивая свои первые опыты с образцом — народными считалками, скороговорками, загадками — ребята оттачивали свои тексты, получая уроки словесного искусства.
Именно поэтому издание такой книжки — настоящий праздник
В этой книжке есть произведения всех первоклассников, а их у Галины Владимировны почти 60 (два класса!). Каждый сочинил и считалку, и скороговорку, и загадку, а у многих получилось 2, 3, 4 считалки, загадки, скороговорки… Для книжки, конечно, выбирали лучшие, стараясь довести их до совершенства. Рекомендации авторам давали сами ребята, поэтому произведения свободны от неуместной в этих жанрах взрослости. Учителем и образцом для подражания был фольклорный текст, открывший первоклассникам свои секреты…
Здесь приведена лишь малая часть произведений, включенных в книгу с веселым названием — «Искорки смеха».
Считалки
Белка прыгала-скакала
И от зайца убежала.
А ей заяц «Ду-ду-ду!
Все равно тебя найду».
Вот летит баранчик,
Белый одуванчик,
Одуванчик-одувон,
Выходи из круга вон!
Бука-пука-марабука-
Безобразнейшая штука.
Прилетел опять дракон,
Кто не верит — выйди вон!
Ходим с папой на рыбалку,
Любим рыбку половить.
А поймаем — не поймаем,
Все равно тебе водить.
Дед Мороз,
Дед Мороз,
Укусил меня за нос.
Вот куранты
Будут бить.
Дед Мороз,
Тебе водить.
Раз, два, три, четыре,
Сели мы в автомобили.
Покатили на вокзал.
Там вагон уже стоял.
Вещи кинули в него,
Все, и больше ничего!
Раз, два, три, четыре, пять,
Приходи ко мне играть.
Пробежанца-погулянца,
По лужанца поскаканца,
В лужу шлепнулся, увы,
Выходи из круга ты.
Шухо, мехе, ланте, лон,
Выходи из круга вон!
Скороговорки
Машина шуршит шинами,
Шинами шуршит машина.
У призрака каприз — разглядывать карниз.
Разглядывать карниз — у призрака каприз.
Снился сосне
Снег по весне.
Доктор с докторенком
Лечили дикаренка.
Тишка тихо исподтишка
Тащил мышку из-под мешка.
Кошка хвостатая, усатая,
Пушистобелополосатая.
Пропах дед пеплом,
Когда коптил вепря.
У короля корнет
Украл лорнет.
У корнета король
Украл бандероль.
Белыми белилами
Набело белили мы.
У Егорки на задворках
Горка гирек на пригорке,
Но пригорок маловат,
Гирьки кубарем летят.
Тигр, рак и крот
Удрали на курорт.
Удрали на курорт
Тигр рак и крот.
Ворона-воровка
Ворковала с Вовкой.
Дворник из дворика
Детвору выдворял.
Киска Алиска
Сероголубопушистоласковая.
Грушесливофруктоед
Сделал саду страшный вред.
Серодымчаторифленорасплывчатоизогнутая ракушка.
|
|
Гаврила говорил, всех переговорил да заговорил.
Загадки
В холодильнике лежит
Круглый,
Вкусный,
Желтый,
Весь в дырочках.
(Сыр)
Длинный узенький шнурок
По пень заполз.
(Уж)
Полосатая,
Крылатая,
Медом богатая.
(Пчела)
На небе сыр
Без дыр.
(Месяц)
Два кружочка,
Два крючочка.
На уши надеваем,
Глазкам помогаем.
(Очки)
Я над речкою лежу,
Оба берега держу.
(Мост)
Что по небу ходит днем
И ложится спать потом?
(Солнце)
Сочинение подражаний знакомым игровым жанрам беспроигрышно ведет детей к успеху. И потому приносит детям истинное удовольствие, радость творчества.
Детям удается найти немало интересных образов даже для одного предмета. Вот несколько загадок барнаульских второклассников (гимназия 123, учитель Елена Ильинична Величкина) про шишку с орехами:
Висит на елке,
На зеленой иголке,
Красивая, золотая,
Орехами налитая.
Хрустят хрустелки,
Шелушат их белки.
Живут мальчишки
В большом домишке.
Шапочки зеленые,
Солнцем золоченые.
А скорлупки костяные,
Нелегко разгрызть такие!
А вот загадки про карандаш, сочиненные второклассниками г. Жуковского (учитель Илюшина Надежда Федоровна):
Бежит Тимошка по узенькой дорожке,
Его следы — твои труды.
Нарисую, что хочу,
Только носик заточу.
Конек-Горбунок
Один не ездит,
А на нем
Пять братцев катаются.
А Дима из Новосибирска (учитель Петухова Ольга Евгеньевна) сочинил особенно причудливую загадку:
Кавринцем-кандринцем
Сделал я пиркинцу-дарпинцу.
Где не нужен был кавринец-кандринец,
Прошлась париска-нариска.
(Карандаш, рисунок, ластик)
Не правда ли, такая щедрость и свежесть образов доступна далеко не каждому взрослому?!
Успех детского сочинительства определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, детям предлагается доступный и актуальный учебный материал. Если бы мы попросили их сочинить в этом возрасте элегию или сонет, шедевров бы не получилось.
Во-вторых, учитель не навязывает детям своих замыслов, представлений, стремясь уловить в детских, подчас бессвязных, репликах то зернышко, которое вот-вот начнет прорастать, развиваться, определяя индивидуальную и неповторимую учебную траекторию начинающего ученика. Один из основных талантов учителя — иметь веру в своих учеников и терпение, чтобы не торопить детей и уметь ждать (Шалва Амонашвили).
|
|
В-третьих, эти сочинения — результат длительного и кропотливого труда. Эта не та ситуация, когда успешны только те дети, которые выросли в более интеллектуальных семьях, и учитель лишь пожинает плоды родительских усилий. В классе, на уроках, создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок мог научиться сочинять так.
* * *
По мере взросления наших учеников материал подражания усложняется. В 4-м классе на уроках литературного развития они пишут, например, лирические миниатюры — подражания Михаилу Пришвину.
Приведу серию работ учащихся прогимназии 1755 г. Москвы (учителя Галина Владимировна Самыкина, Гвинджилия Ольга Витальевна, Леунова Елена Анатольевна).
Королева Лена
Борьба
Пришло весеннее время, а снег еще не растаял, и зима борется за свое прошедшее время.
Кузнечики
Тиканье часов в тишине похоже на стрекотанье кузнечиков.
Выключатель
Солнце как выключатель, когда оно есть, все живое, а когда оно прячется, все замирает.
Прятки
Весною, утренним днем, солнце наблюдает за всеми твоими делами, а когда ты собираешься гулять, оно прячется.