Раев Костя

Трудолюбивый ручей

Прижавшись к тротуару, торопливо бежит маленький ручей. На себе он несет разный мелкий мусор. Ручей очень занят и торопится: видно хочет успеть сделать свою работу до новых холодов.

Я положил в ручей небольшой камень. Видно было, как поднатужился ручей. Навалился. Стал сдвигать упирающийся камень. Медленно потащил его к коллектору….

Этот ручей трудолюбив и упрям, как муравей.

Паршин Яра

Деревья закрыты снегом, как младенцы пеленками. И так они спят до весны, пока не пригреет солнышко.

* * *

Приведенный ниже фрагмент стенограммы[15] поможет составить представление о том, как проходит обсуждение детских подражательных сочинений.

Учитель: Прочтите миниатюры и выберите те, что вам особенно понравились, чем-то вас удивили.

— Мне больше всего понравился рассказ «Воображение», потому что…

Учитель: Чей?

— Лены Королевой.

Учитель: Прочитай.

«Когда ты читаешь книгу без картинок, то твое воображение помогает тебе представить то, что ты читаешь, и в этот момент ты погружаешься в свой мир чудес…». Мне понравилось, потому что как будто можешь представить себе…

Учитель: Еще какие понравились миниатюры?

— «Окошки души». Как будто окошки души открываются.

Оля: Мне понравилась миниатюра «Дятел» Морозовой Ани. «Дятел — особенная птица. Она так стучит своим клювом, что кажется, доктор в своем кабинете сверлит зуб пациенту».

Учитель: Объясни, чем она тебе понравилась.

Оля: Мне понравилось… здесь есть сравнение…

— С юмором написано! (смеются).

Учитель: Какое сравнение, Оля?

Оля: Сравнение? Он стучит своим клювом…

Учитель: Значит, что с чем сравнивается?

Оля: Как дятел стучит — сравнивается с тем, что доктор сверлит зуб.

Учитель: А кто любит, когда сверлят зуб? Это приятное состояние?

— Нет!!!

Учитель: Тогда у меня к вам вопрос. Пришвинский ли это прием, когда появляется такое неприятное сравнение? Ваня, как ты считаешь?

— Может быть, да, а может быть, нет.

Юля: Мне кажется, нет. Потому что Пришвин всегда сравнивает с чем-то хорошим.

Учитель: Ну вот возьмите второй листочек, посмотрите Пришвинские миниатюры. Найдите в них подтверждение Юлиным словам: в состоянии природы Пришвин всегда находит что-то хорошее, радостное.

— Ну вот, например: «Из-под тучи вырвался ветер с солнечным светом, и полетели они в лес: свет открывает, ветер качает, лес шумит». Мне кажется, тут хорошее: начинает солнце светить, потеплее становится…

Юля: Мне кажется, подходит миниатюра «Воробей»: «В кусту что-то зашевелилось, я пригляделся и вдруг ужасно обрадовался: это был воробей, наш воробей! Он с нами живет, он свой, и никуда от нас не улетит».

Учитель: Что ты почувствовала в этом хорошего?

Юля: Ну, что он не улетает…

Учитель: Наша птичка!

— Еще «Будущее». Ведь хотя уже листья умирают, все равно он (Пришвин) не огорчается и как бы украшает эту ситуацию и говорит о том, что…

Учитель: Какими словами он это подчеркивает?

«Почки будущих листьев будущей жизни определились».

Учитель: «Почки будущих листьев будущей жизни определились». Еще впереди длинная холодная зима, и полгода еще пройдет, пока распустятся листочки…

Но мне хотелось бы все-таки вернуться к вашим текстам.

В Аниной миниатюре есть пришвинский прием. Попробуйте его найти.

Женя: Когда мы читали рассказ «Еж» — помните? — там было: он думает, что еж думает, что это что-то значит.

Ваня: Я думаю, тут не в этом прием. Тут лесные вещи сравниваются с городскими.

Учитель: Да, птица, стук дятла, сравнивается с тем, что делает человек. Андрей!

Андрей: Мне кажется, что дятел — ведь дятел — лесной доктор его еще по-другому называют, у Пришвина даже есть такой рассказ, он вытаскивает всех паразитов из деревьев и спасает их этим.

Учитель: Да, и что-то радостное, светлое должно быть в конце, то есть не дописана концовка, может быть, Аня, ты сама сообразишь, как ее закончить.

Андрей: Мне кажется, что должно быть что-то хорошее в том, что, например, вот когда зубы сверлят, все сделали — и уже дырки нет!

Учитель: Ну вот, подумайте, как лучше закончить эту миниатюру.

Сергей: Вот там уже дерево погибает, а дятел прилетел, вылечил это дерево, а потом как-то на душе должно быть светло..

Учитель: Так как же Ане доработать, она в сомнениях сидит?! Попробуй, Настя.

Настя: (медленно, размышляя и улыбаясь): Когда выйдешь из двери… из кабинета — тебе радостно… как дереву без червяка (смеется).

Оля: Мне кажется… когда выбежишь из кабинета, страх сойдет с тебя, ведь ты уже здоров!

Учитель: К миниатюре Андрея Чегодаева есть вопросы? Кирилл!

Кирилл: У меня не столько вопрос, сколько почему понравилось. Здесь есть пришвинский прием. Что как бы Андрей думает, что паук думает, что это джунгли. Кажется, тут недостает одной вещи.

Учитель: Какой?

Кирилл: Как в «Еже» (имеется в виду прочитанный на предыдущих уроках рассказ Пришвина «Еж» — Т. Т.), там показано — еж что-то делает, и от этого писатель… герой думает, что он делает так… А тут сразу: «я стал следить за ним, смотрю — для него моя рассада, как джунгли, сухая веточка, как змея».А почему это так?!

Учитель: Так. Значит, чего недостает?

Кирилл: Действия.

Учитель: Какого действия?

Дети: Паука!

Учитель: Андрей, ты согласен?

Андрей: Да.

Учитель: Ребята, а почему Андрей написал сначала «большого» паука, а потом исправил на «маленького»?

Коля: Это если близко подойти — он большой, а если хотя бы на полшага — маленький.

Кирилл: Когда паука сравниваешь с окружающим — с травой, с рассадой — он кажется меньше.

Женя: Я хочу сказать, что здесь есть прием один, он, можно сказать, паука сравнивает с человеком. Мы — люди — перед деревьями очень маленькие, так же, как паук — перед рассадой.

Учитель: Ты считаешь, что Андрей почувствовал этот прием?

Женя: Да.

Учитель: Так какие рекомендации вы дадите Андрюше?

Дети: Добавить надо действия паука. Почему ты решил, что паук подумал, что это джунгли.

Настя: Как джунгли, мне кажется, потому, что он, этот паучок, может спрятаться в этой рассаде.

Учитель: Так, спрятаться в этой рассаде. Еще что?

Сергей: Я вот только что подумал, вот он когда туда попал — он не мог сразу определить, что это джунгли, ему же надо было походить там вокруг, осмотреться…

Учитель (обращаясь к Андрею): Согласен? Есть над чем работать?

Мы уверены, что в процессе создания творческих подражаний происходит то самое приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества, о важности которого не раз говорил и писал Л.С. Выготский[16].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: