Сущность СЭЗ и необходимость их создания

В международной экономической интеграции различают несколько этапов развития интеграционных процессов. Первым этапом является создание свободных экономических зон - СЭЗ. Одна из важнейших про­блем для стран с переходной экономикой - привлечение иностранного капитала и передовых технологий. Мировой опыт показывает, что наибо­лее действенной формой привлечения иностранных инвестиций и ускоре­ния на этой основе развития экономики и повышения эффективности яв­ляются свободные экономические зоны.

Свободные экономические зоны - это часть суверенной территории страны, где используются особые системы льгот и стимулов для предпри­нимательской деятельности как иностранного, так и национального капи­тала. Как правило, СЭЗ - это обособленная географическая территория в прибрежных и пограничных районах или в районах крупных аэропортов. Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О свободных эконо­мических зонах на территории Республики Беларусь» от 20.03.96г. № 114, под «свободной экономической зоной понимается часть террито­рии Республики Беларусь с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной или иной деятельности». Свободные экономиче­ские зоны, как новая форма организации хозяйственной деятельности, появились в мировой практике в конце 1950-х - начале 1960-х годов и получили наибольшее распространение в 1970-е годы. К середине 1990-х годов функционировало более четырех тысяч различных образований по­добного рода. Их создание в настоящее время наиболее интенсивно про­исходит в Китае, Болгарии, Польше, Венгрии и Румынии. В России за последние годы создано 14 свободных экономических зон. В странах Ев­ропейского Союза создано 50, в США - около 200 свободных экономиче­ских зон. По оценкам западных экспертов в 2005 г. через различные фор­мы таких зон будет проходить свыше 30% мирового товарооборота.

Создание свободных экономических зон в первую очередь обусловле­но различными социально-экономическими выгодами. В этом смысле весьма поучителен опыт Тайваня, где на общей территории острова в 36 тыс. кв. км создано 95 различных СЭЗ, в результате чего Тайвань дос­тиг весьма высоких показателей экономического роста.

Создание свободных экономических зон позволяет каждому государ­ству решать многие задачи, среди основных можно выделить:

- дальнейшее развитие принципов открытости экономики. В СЭЗ очень высокая степень открытости внешнему миру, создается благоприят­ный таможенный, налоговый и инвестиционный климат для привле­чения внешних и внутренних инвестиций;

- совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территории, где расположена СЭЗ;

- привлечение новой техники и технологий, передового зарубежного опыта, что способствует динамичному развитию отраслей народного хозяйства;

- апробация новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности, равноправно участвующих во внеш­неэкономических связях;

- стимулирование промышленного экспорта и получение на этой осно­ве валютных средств;

- увеличение занятости местного населения и обучение их новым мето­дам труда;

- развитие системы услуг, помощь в решении жилищной проблемы и решение других задач социально-экономического развития отдельных регионов.

Важным фактором создания свободных экономических зон является то, что иногда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде СЭЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: