( МОДАЛЬНО ^V ШЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕу
Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза |
- Замедленные переработки
информаци
- Замедление процесса
формирования понятий
и представлений
■ Трудности словесного опосредования
Схема 1.3. Закономерности нарушенного развития
Т ема 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
закономерностей — модально специфические, они хараю ризуют особенности психического развития, которые сво ственны только для какой-то одной формы отклонения которые отличают эту форму от всех остальных.
Выявление закономерностей протекания нарушенного рг вития составляет академическую задачу специальной пс хологии. Но существуют и более частные, прикладш задачи. К числу последних можно отнести разработку в более точных методов психологической диагностики откл нений в развитии, особенно на ранних этапах онтогене ребенка, создание психологических технологий коррекц] (исправления) нарушений в развитии и целый ряд друг задач.
Предмет научного исследования не существует отдельно изолированно от других явлений и объектов окружающе мира, которые оказывают на него свое влияние. Мног науки могут изучать один и тот же предмет, но с разных точ зрения, на разных уровнях существования объекта, рази ми методами, используя разные категории и объяснител ные принципы. Сегодня объединение наук, их интегращ есть необходимое условие научного прогресса.
В этом отношении специальная психология как вполне с временная наука обладает весьма обширными межпре метными связями. Наиболее тесные из них — связи с ко рекционной педагогикой. Создание эффективных метод обучения и воспитания детей с ограниченными возможн стями не мыслимо без знаний закономерностей их разв тия. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей мож выступать для специальной психологии формой провер] адекватности тех или иных научных представлений.
Говоря о связях специальной психологии с другими наук ми, нельзя не упоминать о связях с возрастной психолог ей. Знание законов «нормального развития» является д. специальной психологии отправной точкой, ибо понят: «отклоняющееся развитие» — понятие относительнс Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в разв
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
тии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.
Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеваниями мозга и психическими заболеваниями. Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).
Специальная психология
Медицинская генетика Невропатология Психиатрия |
Психология развития
Педагогическая психология
Общая психология
_Специальная педагогика
Схема 1.4. Межпредметные связи специальной психологии
Перечисленные связи можно отнести к числу наиболее тесных и значимых, но этим их круг не ограничивается. Можно указать на связи специальной психологии с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инженерных дисциплин
План семинарского занятия
1. В чем состоят трудности определения предметного со
держания специальной психологии?
2. Как соотносятся предмет специальной психологии с
предметами ее отраслей?
3. Каковы основные задачи специальной психологии?
4. В чем состоит теоретическое и практическое значение
специальной психологии?
5. С какими психологическими дисциплинами связана спе
циальная психология? Чем определяются эти связи?
1гм а I. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
6. С какими клинико-биологическими дисциплинами свя
зана специальная психология?
7. В чем состоят внутриотраслевые связи специальной пси
хологии?
8. Чем определяются связи специальной психологии с кор
рекционной педагогикой?