Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Предложения | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
11. Я испытываю удовольствие | ||||
22. Я обычно быстро устаю | ||||
23. Я легко могу заплакать | ||||
24. Я хотел бы быть счастливым как и другие | ||||
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | ||||
26. Обычно я чувствую себя бодрым | ||||
27. Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
28. Ожидаемые трудности обычно меня тревожат | ||||
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30. Я вполне счастлив | ||||
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу | ||||
32. Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33. Обычно я чувствую себя в безопасности | ||||
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
35. У меня бывает хандра | ||||
36. Я доволен | ||||
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | ||||
39. Я уравновешенный человек | ||||
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
5. Порядок определения показателей. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20, таблица 3) и личностную (ЛТ, высказывания № 21—40. таблица 4) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = S1-S2+35,
где S1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
S2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, II, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = S1-S2+35,
где S1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
S2 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
6. Оценка показателей. При интерпретации результаты реактивной и личностной тревожности можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
7. Интерпретация получаемых данных. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
8. Расширенный вариант применения методики. Шкалы тревожности можно успешно использовать в целях психической саморегуляции, управления и психокоррекционной деятельности.