1. Предмет диагностики -психическая устойчивость как свойство личности, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени.
Большинство эмоций (за исключением аффектов), служат предвестниками успеха или неудачи, повышают прогностичность поступков человека. В этом смысле спортивная деятельность, физическое воспитание в значительной мере способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемых в процессе занятий.
Спортивная деятельность и физическое воспитание предоставляют обширное поле деятельности для развития эмоциональной сферы человека. Уроки физического воспитания, тренировки и соревнования строятся на возможности проявления сильных эмоциональных переживаний, освоения приемов владения эмоциями. При этом поведение человека, особенно при проявлении быстроты, силы, выносливости, ловкости и пластичности видно невооруженным глазом, легко наблюдаемо, может быть оценено педагогами и партнерами.
|
|
Особенная роль эмоций в спорте заключается в том, что они не несут информации о внешних объектах и ситуациях, в которых осуществляется деятельность, но зато непосредственно отражают отношения между потребностями и способом ее удовлетворения. Эмоции как бы санкционируют деятельность (прошлую, настоящую, будущую). Эти связи сохраняются в памяти человека, затем выступают регуляторами его деятельности..
Не менее важным компонентом понятия психической устойчивости служат стабильность и высокая эффективность результатов выступлений в соревнованиях, включая стабильный прирост результативности, высокие места в крупных соревнованиях. Еще одним слагаемым понятия психической устойчивости служит «приуроченность» достижения уровня психической устойчивости к определенному сроку — времени проведения крупных соревнований.
Не так уж редко перед спортсменами встает вопрос: рискнуть, продемонстрировать в соревнованиях либо освоенный на тренировках новый элемент техники или тактики (и тем самым добиться более высокого результата), либо обойтись старыми, проверенными, надежными приемами и смириться с умеренными достижениями в данных соревнованиях. Психическая устойчивость в значительной мере характеризуется оправданным риском, который подобен пониманию способностей как некоторого потенциала, запаса прочности и возможности достичь результата, ранее недоступного.
|
|
Особое место в формировании понятия психической устойчивости в спорте принадлежит устойчивости к стрессу - неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, голод, усталость, быстрое передвижение, недостаток кислорода, потерю крови, унижение, боль, неопределенность ситуации, чрезвычайная значимость событий для личности и т.п. На воздействие стресс-факторов организм отвечает не только соответствующей защитной реакцией, но и универсальным процессом - адаптационным синдромом, т.е. мобилизацией возможностей организма для приспособления к условиям, вызвавшим стресс. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, т.е. психически. В связи с этим навыки психорегуляции могут стать предпосылкой повышения психической устойчивости наравне с преодолением неопределенности и чрезмерной значимости результата соревнований для спортсмена и команды.
2. Область применения методики. Методика может быть использована при необходимости освоения представления о психической устойчивости спортсменов младшего школьного возраста и старше.
Цель работы: определить эмоциональную устойчивость в условиях соревнований.
3. Необходимый материал. Секундомер, бумага, карандаши или ручки, расчетные данные, линейка с миллиметровыми делениями, интерпретация.
4. Ход работы. Испытуемые разделиться на пары, выполняется две серии по три различных задания.
I серия логически соотносима с эмоциональной устойчивостью в обычных условиях, где каждый участник стремиться показать лучший личный результат. Каждое задание II серии усложняется ситуацией соревновании межу подгруппами. Сначала выполняются все три задания I серии.
1 задание (эмоционально-сенсорная устойчивость). Стимул – как можно дольше сохранять равновесие в исходном положении – ступни на одной линии.
Начинать одновременно. Последовательно усложнять задачу каждые 15 сек. а) закрыть глаза, б) поднять руки вперед, в) голову наклонить назад. Результат –общее времядо потери равновесия в секундах (T1).
2 задание (эмоционально-моторная устойчивость). стимул 2 – безошибочность. Линеограмма Розе. На бумаге начертить эталонную линию длиной 50 мм. Провести 3 раза по линии, затем закрыть глаза, вести ручку вниз и не отрывая ручки провести 8 параллельных, равных ей линий одна ниже другой. Измерить каждую линию в мм и над ней написать результат, равный числу мм отклонения от эталона в меньшую или большую сторону. Вычислить сумму отклонений.
L1 =(L1-Э)+(L2-Э) +(L3-Э)+(L4-Э) +(L5-Э) + (L6-Э) +(L7-Э)+(L8-Э)
3 задание (эмоционально-ассоциативная устойчивость). Стимул – как можно точнее запомнить и записать последовательность 8 цифр, продиктованных экспериментатором. Прослушав 8 однозначных цифр, записать их, сохраняя при этом порядок цифр (всего пять таких рядов). Например,
1 ряд: 3, 1, 4, 2, 4, 5, 7, 9.
Второй ряд 5, 0, 2, 3, 8, 6, 3, 4.
Третий ряд: 1, 9, 8, 3, 6, 1, 0, 2.
Четвертый ряд 4, 4, 2, 9, 7, 5, 3, 1.
Пятый ряд 7, 2, 5, 6, 6, 2, 0, 3.
Провести проверку, обводя ошибочные цифры кружочком, определить общее число ошибок во всех пяти рядах и записать как N1 – количество ошибок.
II серия. Стимул серии – Показать спортивный характер. Выполняются те же задания, и в той же последовательности, как и в первой серии. Задания могут предваряться введением осложняющих условий, сбивающих факторов. К примеру задание № 1 выполняют после 10 поворотов с закрытыми глазами, №2 – после 10 приседаний, а задание №3 при одновременном зачитывании цифр в парах (цифры заранее приготовлены партнерами).
|
|
Как и в первой серии определяются результаты каждого из трех заданий (T2, L2, N2).
5. Порядок определения показателей. Вычисляются показатели эмоциональной устойчивости в каждом задании:
· эмоционально-сенсорная устойчивость ЭУс=Т1 – Т2
· эмоционально-моторная устойчивость ЭУм= L1 – L2
· эмоционально-ассоциативная устойчивость ЭУа= N1 –N2
6. Оценка показателей. Эмоциональная устойчивость (общая) считается отличной, если во второй серии удалось улучшить результат первой серии во всех трех заданиях, хорошей, если улучшение достигнуто дважды, удовлетворительной, если улучшен лишь один из показателей.
7. Интерпретация получаемых данных. Полученные результаты могут служить основанием для соответствующих методов психокоррекции, особенно если данные той или иной группы спортсменов совпадают в оценках комплекса или отдельных заданий.
8. Расширенный вариант применения методики. По данным, полученным в исследовании. Могут быть составлены номограммы и профили команд, игровых звеньев и экипажей и сделаны соответствующие выводы для планирования психологической подготовки.