Эмоциональная устойчивость

1. Предмет диагностики -пси­хи­че­ская устойчивость как свойс­тво лич­но­сти, по­зво­ля­ющее спортс­ме­ну ста­би­ль­но и эф­фек­ти­вно вы­сту­пать на от­ветс­твен­ных со­ре­вно­ва­ни­ях в те­че­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни.

Большинство эмоций (за исключением аффектов), служат предвестниками успеха или неудачи, повышают прогностичность поступков человека. В этом смысле спортивная деятельность, физическое воспитание в значительной мере способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемых в процессе занятий.

Спортивная деятельность и физическое воспитание предоставляют обширное поле деятельности для развития эмоциональной сферы человека. Уроки физического воспитания, тренировки и соревнования строятся на возможности проявления сильных эмоциональных переживаний, освоения приемов владения эмоциями. При этом поведение человека, особенно при проявлении быстроты, силы, выносливости, ловкости и пластичности видно невооруженным глазом, легко наблюдаемо, может быть оценено педагогами и партнерами.

Особенная роль эмоций в спорте заключается в том, что они не несут информации о внешних объектах и ситуациях, в которых осуществляется деятельность, но зато непосредственно отражают отношения между потребностями и способом ее удовлетворения. Эмоции как бы санкционируют деятельность (прошлую, настоящую, будущую). Эти связи сохраняются в памяти человека, затем выступают регуляторами его деятельности..

Не ме­нее важ­ным ком­по­нен­том по­ня­тия пси­хи­че­ской устойчивости слу­жат ста­би­ль­ность и вы­со­кая эф­фек­ти­вность ре­зу­ль­та­тов вы­ступ­ле­ний в со­ре­вно­ва­ни­ях, вклю­чая ста­би­ль­ный при­рост ре­зу­ль­та­ти­внос­ти, вы­со­кие мес­та в круп­ных со­ре­вно­ва­ни­ях. Еще од­ним сла­га­емым по­ня­тия пси­хи­че­ской устойчивости слу­жит «при­уро­чен­ность» до­сти­же­ния уров­ня пси­хи­че­ской устойчивости к опре­де­лен­но­му сро­ку — вре­ме­ни про­ве­де­ния круп­ных со­ре­вно­ва­ний.

Не так уж ред­ко пе­ред спортс­ме­на­ми вста­ет во­прос: рис­кнуть, про­де­мон­стри­ро­вать в соревнованиях либо осво­ен­ный на тре­ни­ров­ках но­вый эле­мент тех­ни­ки или так­ти­ки (и тем са­мым до­би­ть­ся бо­лее вы­со­ко­го ре­зу­ль­та­та), ли­бо обой­тись ста­ры­ми, про­ве­рен­ны­ми, на­деж­ны­ми при­ема­ми и сми­ри­ть­ся с уме­рен­ны­ми до­сти­же­ни­ями в дан­ных со­ре­вно­ва­ни­ях. Пси­хи­че­ская устойчивость в зна­чи­те­ль­ной ме­ре ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оправ­да­нным рис­ком, ко­то­рый по­до­бен пониманию способностей как не­ко­то­ро­го по­тен­ци­ала, за­па­са проч­но­сти и воз­мож­ности достичь результата, ранее недоступного.

Осо­бое мес­то в фор­ми­ро­ва­нии по­ня­тия пси­хи­че­ской устойчивости в спор­те при­над­ле­жит устой­чи­во­сти к стрес­су - не­спе­ци­фи­че­ской ре­ак­ции ор­га­ни­зма на раз­лич­ные вред­ные фак­то­ры: хо­лод, го­лод, уста­лость, бы­строе пе­ре­дви­же­ние, не­до­ста­ток кис­ло­ро­да, по­те­рю кро­ви, уни­же­ние, боль, не­опре­де­лен­ность си­ту­ации, чрез­вы­чай­ная зна­чи­мость со­бы­тий для личности и т.п. На воз­дейс­твие стресс-фак­то­ров ор­га­низм от­ве­ча­ет не то­ль­ко со­от­ветс­тву­ющей за­щит­ной ре­ак­ци­ей, но и уни­вер­са­ль­ным про­цес­сом - адап­та­ци­он­ным син­дро­мом, т.е. мо­би­ли­за­ци­ей воз­мож­но­стей ор­га­ни­зма для при­спо­со­бле­ния к усло­ви­ям, вы­звав­шим стресс. При этом стрес­со­вые ре­ак­ции мо­гут быть вы­зва­ны не то­ль­ко ре­аль­ны­ми усло­ви­ями, но и пред­став­ле­ни­ем об опас­но­сти, т.е. пси­хи­че­ски. В свя­зи с этим на­вы­ки пси­хо­ре­гу­ля­ции мо­гут стать пред­по­сыл­кой по­вы­ше­ния пси­хи­че­ской устойчивости на­рав­не с пре­одо­ле­ни­ем не­опре­де­лен­но­сти и чрез­мер­ной зна­чи­мо­сти ре­зу­ль­та­та со­ре­вно­ва­ний для спортс­ме­на и ко­манды.

2. Область применения методики. Методика может быть использована при необходимости освоения представления о психической устойчивости спортсменов младшего школьного возраста и старше.

Цель работы: определить эмоциональную устойчивость в условиях соревнований.

3. Необходимый материал. Секундомер, бумага, карандаши или ручки, расчетные данные, линейка с миллиметровыми делениями, интерпретация.

4. Ход работы. Испытуемые разделиться на пары, выполняется две серии по три различных задания.

I серия логически соотносима с эмоциональной устойчивостью в обычных условиях, где каждый участник стремиться показать лучший личный результат. Каждое задание II серии усложняется ситуацией соревновании межу подгруппами. Сначала выполняются все три задания I серии.

1 задание (эмоционально-сенсорная устойчивость). Стимул – как можно дольше сохранять равновесие в исходном положении – ступни на одной линии.

Начинать одновременно. Последовательно усложнять задачу каждые 15 сек. а) закрыть глаза, б) поднять руки вперед, в) голову наклонить назад. Результат –общее времядо потери равновесия в секундах (T1).

2 задание (эмоционально-моторная устойчивость). стимул 2 – безошибочность. Линеограмма Розе. На бумаге начертить эталонную линию длиной 50 мм. Провести 3 раза по линии, затем закрыть глаза, вести ручку вниз и не отрывая ручки провести 8 параллельных, равных ей линий одна ниже другой. Измерить каждую линию в мм и над ней написать результат, равный числу мм отклонения от эталона в меньшую или большую сторону. Вычислить сумму отклонений.

L1 =(L1-Э)+(L2-Э) +(L3-Э)+(L4-Э) +(L5-Э) + (L6-Э) +(L7-Э)+(L8-Э)

3 задание (эмоционально-ассоциати­вная устойчивость). Стимул – как можно точнее запомнить и записать последовательность 8 цифр, продиктованных экспериментатором. Прослушав 8 однозначных цифр, записать их, сохраняя при этом порядок цифр (всего пять таких рядов). Например,

1 ряд: 3, 1, 4, 2, 4, 5, 7, 9.

Второй ряд 5, 0, 2, 3, 8, 6, 3, 4.

Третий ряд: 1, 9, 8, 3, 6, 1, 0, 2.

Четвертый ряд 4, 4, 2, 9, 7, 5, 3, 1.

Пятый ряд 7, 2, 5, 6, 6, 2, 0, 3.

Провести проверку, обводя ошибочные цифры кружочком, определить общее число ошибок во всех пяти рядах и записать как N1 – количество ошибок.

II серия. Стимул серии – Показать спортивный характер. Выполняются те же задания, и в той же последовательности, как и в первой серии. Задания могут предваряться введением осложняющих условий, сбивающих факторов. К примеру задание № 1 выполняют после 10 поворотов с закрытыми глазами, №2 – после 10 приседаний, а задание №3 при одновременном зачитывании цифр в парах (цифры заранее приготовлены партнерами).

Как и в первой серии определяются результаты каждого из трех заданий (T2, L2, N2).

5. Порядок определения показателей. Вычисляются показатели эмоциональной устойчивости в каждом задании:

· эмоционально-сенсорная устойчивость ЭУс1 – Т2

· эмоционально-моторная устойчивость ЭУм= L1 – L2

· эмоционально-ассоциати­вная устойчивость ЭУа= N1 –N2

6. Оценка показателей. Эмоциональная устойчивость (общая) считается отличной, если во второй серии удалось улучшить результат первой серии во всех трех заданиях, хорошей, если улучшение достигнуто дважды, удовлетворительной, если улучшен лишь один из показателей.

7. Интерпретация получаемых данных. Полученные результаты могут служить основанием для соответствующих методов психокоррекции, особенно если данные той или иной группы спортсменов совпадают в оценках комплекса или отдельных заданий.

8. Расширенный вариант применения методики. По данным, полученным в исследовании. Могут быть составлены номограммы и профили команд, игровых звеньев и экипажей и сделаны соответствующие выводы для планирования психологической подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: