Теории происхождения государства. Понятие, признаки, сущность государства

Известно, что люди не всегда жили в государстве, были времена, когда государства не было. Люди пытались объяснить появление государства, понять, что это такое по своей сути. Так началось развитие классических теорий о происхождении государства: теологической, патриархальной (Аристотель), теории общественного договора (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев), теории насилия (Д. Дюринг, Л. Гумплович), органической теории (Г. Спенсер), теории марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), психологической (Г. Тард, Д. Фрезер, Коркунов, М.М. Ковалевский, Петражицкий) и ирригационной (К. Виттфогель) теорий. Однако каждая из них склонна абсолютизировать тот или иной фактор, повлиявший на возникновение государства. Современные же ученые исходят из того, что нельзя связывать происхождение государства только с каким-то одним фактором, а именно их комплекс, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

В настоящее время понятие «государство» многозначно, т.к. сложно дать абсолютно верное и всеобъемлющее определение данного понятия, да и вряд ли возможно. В теории государства и права дано следующее определение государства – это политико – территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом принуждения, осуществляющая с помощью государственного механизма и системы юридических норм управление делами общества, обеспечивающая его целостность и порядок в стране, взаимодействие с международным сообществом.[2] В конечном итоге назначение государства в том, чтобы гарантировать с помощью институтов политической власти нормальное развитие общества, обеспечение прав и интересов личности, господство права. Государство отличается от родовой организации общества рядом существенных признаков:

- основой существования и развития государства – производящей экономикой

- территориальной организацией населения, конкретными политическими и экономическими границами

- определённым правовым пространством (государство не может существовать без права)

- политической публичной властью (отделённой от общества, но выступающей от имени всего народа)

- наличием механизма государства и особого рода людей, из которых он комплектуется

- суверенитетом

- налогами и займами

- аппаратом государственного принуждения[3]

Данные признаки дают возможность понять, почему государство называют особой организацией власти.

К определению сущности государства (главного и определяющего в процессе появления и развития, функционирования государства) существует несколько подходов. Классовый подход состоит в том, что государство понимается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причём меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такой подход отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал.

Следует подчеркнуть, что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что всё больше проявляется в современных обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, включающим всё богатство социальных отношений за пределами политического устройства[4]. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, содержание – гражданским обществом, а вершиной этого единства является право.

Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов. Кроме того, что государство есть публичная власть, отделённая от людей, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться как политическая организация – ассоциация, проникнутая различными системами властеотношений и институтов, члены которой объединяются в одно целое и подчиняются правовым законам.

Конечным итогом и высшей целью развития любого государства является образование правового государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: