Понятие «гражданское общество» используется представителями различных наук: правоведения, экономической теории (делающей акцент на его экономическое происхождение), политологии (рассматривающей г.о. во взаимосвязи политической системой)[9], социальной и политической истории, философии (определяющей его место и роль структуре общественной жизни) и социологии (выражающей стратификации общества, наличие социальных групп и институтов)[10].
В основе идей и опыта исторических концепций и практических моделей гражданского общества лежат несколько различных исторических источника.
Один из них - европейско-средиземноморская традиция, характерной чертой которой является возникновение и развитие городов-республик времен эпохи Возрождения. Именно здесь возникали зачатки г.о.: мир и безопасность граждан, собственность и богатство, право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.
Другой источник связан с континентально-европейской традицией, на которую огромное влияние оказала немецкая цивилизация. Средневековая гильдия, как первая форма ассоциации, защищала своих членов и оказывала влияние на процесс управления городом.
|
|
Следующий источник представлен либеральной англо-американской традицией. В ее основе лежит частная собственность, естественные права человека, негосударственные социальные и политические институты, как форма контроля над государством и властью.
Таким образом, одни понимают под гражданским обществом систему негосударственных отношений, другие - все общественные связи, которые складываются вне сферы политики, третьи - совокупность, связывающих граждан, производственных отношений. Это предполагает определенную дифференциацию понятия гражданского общества.
Гражданское общество, являясь объектом исследования многих наук, трактуется неоднозначно и до настоящего времени.
Чаще всего под гражданским обществом понимается сфера общества, которая представлена самоуправлением индивидов и добровольно сформировавшимися ассоциациями и организациями граждан, способными защитить себя от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. [11]
Для некоторых исследователей оно также ассоциируется с существующими западными демократиями, которые характеризуются свободой личности; многообразием отношений собственности; наличием правового государства и.т.д.
В современной мировой науке сформировалось два подхода к толкованию гражданского общества в соответствии двум наметившимся параметрам – теоретико-аналитическом и нормативном.
Первый параметр определяет гражданское общество как научную категорию для анализа и объяснения явлений социальной реальности.
|
|
В этом случае г.о. обозначает специфическую совокупность социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские организации, институты и.т.п.
Во втором параметре гражданское общество имеет статус нормативной концепции, которая объясняет мотивацию социальных субъектов в развитии различных форм гражданской активности. Следует отметить, что именно это определение существенно значимо для общества, которое меняется, совершенствуется и трансформируется.
Сторонники второго подхода рассматривают гражданское общество, как феномен Западно-Европейской цивилизации. В историческом развитии Западно-Европейских обществ сложилась прочная связь гражданского общества и государства. При этом гражданское общество и государство взаимно создавали друг друга, взаимно влияли на процесс развития, становления гражданского общества и государства. Так, гражданское общество осуществляло контроль над государством и властью, а государство, в свою очередь, регулировало частные и корпоративные интересы граждан.[12]
Следует различать узкое и широкое понимание гражданского общества.
Так, в узком понимании гражданское общество основывается на ценностях личной независимости, обеспечении прав человека и, прежде всего, его права на частную собственность. В этом смысле гражданское общество предстает сугубым носителем индивидуального частного интереса, который противостоит общественному.
Широкое понимание гражданского общества соотносит его не только с индивидуалистской либеральной тенденцией, но и с коллективистскими или групповыми традициями. К ним относятся ценности семьи, рода, трудовой ассоциации. Гражданское общество в широком понимании представляется, как система самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов.
Исходя из всего вышеизложенного, следует выделить наиболее существенные признаки г.о.: наличие частной собственности; равноправие и равенство всех форм собственности; невмешательство властных государственных структур в экономическую жизнь общества; незыблемость прав и свобод человека; самостоятельность и независимость личности от государственных и политических структур; возрастание роли семьи, как социальной ячейки общества, ее инициативы, самостоятельности, предприимчивости; добровольно формирующиеся первичные общности людей (семья, ассоциации, корпорации, общества и т.п.); многообразие социальной структуры с хорошо развитыми вертикальными и особенно горизонтальными связями; свобода мысли, совести, слова, вероисповедания; цивилизованная правовая власть; реальная возможность контроля над властью и государственными структурами; законодательное упорядочение отношений между гражданским обществом и государством.
Из вышеперечисленных признаков следует, что гражданское общество образует фундамент политической демократии.