Математика. Задача курса математики в подготовительном, I—V классах — формировать у учащихся прочные навыки счета и решения тексто­вых арифметических задач

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача курса математики в подготовительном, I—V классах — формировать у учащихся прочные навыки счета и решения тексто­вых арифметических задач, развивать мышление, память, внима­ние, творческое воображение, наблюдательность, обучать умению кратко, точно и ясно излагать свои мысли.

Главное содержание предлагаемой программы по математике составляют натуральные числа и нуль, четыре арифметических действия с целыми неотрицательными числами и важнейшие их свойства. На основе этих знаний формируется у учащихся осознан­ное и прочное усвоение устных и письменных вычислений.

Особое внимание уделяется вычислительным навыкам в таблич­ных случаях, которые в начальной школе должны быть доведены до автоматизма.

Обучение по программе должно проходить в неразрывной свя­зи с воспитанием учащихся. Занятия математикой должны содей­ствовать формированию у детей основ научного мировоззрения, высокого чувства патриотизма и любви к Родине.

Программа предусматривает ознакомление с математическими понятиями на конкретном жизненно практическом материале. Это закладывает основу правильного понимания связи между наукой и

практикой.

Уроки математики должны способствовать организации дея­тельности учеников, воспитывать у них работоспособность, настой­чивость в преодолении трудностей.

Необходимо обучать младших школьников на уроках матема­тики приемам самостоятельной работы, формировать у детей навы­ки самоконтроля.

Программа по математике предоставляет учителю широкие воз­можности для выбора различных методических путей и приемов изложения учебного материала, позволяющих активизировать по­знавательную, деятельность учеников, способствующих сознательно­му усвоению детьми математических знаний, а также умению применять приобретенные знания в разнообразных условиях при решении как учебных, так и практических задач.

На изучение математики отводится; в подготовительном и 1 классах —по 4 ч, во II, III, IV классах —по 6 ч, в V классе—по 7 ч в неделю.

Начальный курс математики предусматривает постепенное рас­ширение области изучаемых чисел: в подготовительном классе рассматриваются числа от 1 до 10, в 1 классе от 1 до 20, во 2 классе-от 1 до 100, в 3 классе изучаются числа в пределах 1000, в 4 и 5 классах – в пределах 1 000 000.

Большое значение придается в программе формированию простраиственных представлений. На начальном этапе обучения детиовладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Развитие пространственных представлений идет в связи с изучением чисел и арифметических действий. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел натуральной последовательности. Особо выделяются — порядка: перед—после – между и т.д. геометричесю фигуры служат счетным материалом, а затем они используются качестве иллюстрации к рассматриваемым арифметическим задачам.

Важное место в обучении математике занимает формирована геометрических представлений. Младшие школьники должны ума распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и окружающих предметах, научиться моделировать простейшие геометрические фигуры.

В ходе практических работ у детей формируются умения изме­рять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находнтщ сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).

Изучение натуральных чисел и нуля, формирование мэтематщ ческих понятий связывается в программе с решением задач.

Программой каждого года обучения предусмотрены простые арифметические задачи, которые являются важным средством ус­воения многих математических понятий.

В процессе работы над простыми задачами'у учеников должны быть сформированы умения, способствующие постепенному овла­дению анализом if решением сложных задач. Дети должны осоэв нанно выделять в задаче ее составные части, восстанавливать ситуацию, изложенную в задаче, иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа. Особо следует остановиться на значении вопроса задачи. С этой целью используются разнообраз­ные упражнения, например предусматриваются задачи с одними и теми же данными, но с разными вопросами, что приводит к выбору различных арифметических действий.

В ходе обучения учащиеся должны встречаться с простыми за­дачами различных видов. Это исключит возможность выработки штампов в решении задач.

В подготовительном и I классах решаются простые задачи. В программу II класса вводятся несложные составные задачи. В III—V классах сложность рассматриваемых задач постепенно 1 возрастает.

При обучении решению арифметических задач необходимо научить младших школьников приемам самостоятельной работы.

Дети должны научиться правильно читать текст задачи, вычленять известные и неизвестные величины, контролировать себя привыборе арифметических действий и установлении их последовательности для ответа на вопрос задачи, а также точно пояснять выполненные действия, составлять (устно) полный ответ на вопрос задачи.

Ученики должны уметь составлять по задаче выражение и вычислять его значение.

В работе над задачами важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по заданиям учителя. При этом привлека­лся различный наглядный и практический материал, используют­ся коллективные и индивидуальные формы работы. Требования к. содержанию задач усложняются постепенно с учетом индивидуаль­ных особенностей детей. Самостоятельное составление задач способствует осознанному анализу структуры задач различных видов, активизирует отбор необходимых языковых средств, разви­вает творческое воображение детей, расширяет их кругозор.

Для выработки навыков правильных устных вычислений на каждом уроке математики в подготовительном, I—V классах fipo-водятся в течение 5—10 минут тренировочные упражнения в устных вычислениях, предусмотренные программой каждого класса.

Учитель должен не только познакомить детей с различными при­емами устных вычислений, но и создать у них установку на запо­минание результатов табличного сложения (вычитания) и умно­жения (деления).

В программе большое внимание уделяется усвоению приемов письменных вычислений. Начиная со II класса дети обучаются приемам письменных вычислений при изучении сложения и вычи­тания в пределах 100. К концу V класса у детей должны быть сформированы навыки письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении на однозначное, дву-значное и трехзначное число и делении на однозначное и двузнач­ное число в пределах 1 000 000. При этом особое значение придает­ся усвоению правил порядка выполнения действий.

Программа предусматривает изучение различных величин и способов их измерения на протяжении всего начального обучения в связи с постепенным расширением области рассматриваемых чисел и последовательным введением новых единиц измерения.

В V классе все изученные единицы измерения величин приводятся в систему.

Дети в процессе начального обучения овладевают элементар­ными умениями и навыками, необходимыми для измерения вели­чин, усваивают соотношение между рассматриваемыми единицами (длины, площади, массы, времени).

Программой предусмотрено создание условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математике. Формируются такие понятия, как «числовое выражение», «числовое равенство и неравенство». Начиная с III класса вводятся элементы буквенной символики на примере простейших выражений и простейшие уравнения вида х + 2=10, 5 + х=8, х— 3 = 6, 10— х=2, х* 2=12, 20:х = 5, х: 3=4, 6*х=18, решаемые методом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий. В IV—V классах рассматриваются уравнения с использованием чисел в пределах 1 000.

При обучении математике активизируются межпредметные связи. Например, в целях усвоения лексического значения нужных слов устанавливается связь с уроками развития речи. Овладению правильного называния чисел и терминов могут способствовать уроки произношения.

Усвоение знаний, умений и навыков по математике осуществля­ется в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует систематического выполнения домашних заданий. Предлагаемые задания должны быть доступными для выполнения их детьми. Домашние задания вводятся со 2-го го­да обучения.

На уроках учителя не должны допускать перегрузки учебным материалом. В связи с этим следует проводить одну-две физкульт­минутки, способствующие разрядке и снимающие утомление. Боль­шая роль в этом принадлежит игровой деятельности детей на уро­ках математики, в особенности в подготовительном, I и II классах. Использование игры и ее элементов способствует усвоению про­граммного материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Важно также иметь в виду, что некоторые игры математиче­ского содержания используются затем во внеклассных занятиях.

Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное.

В программе определены четкие требования к знаниям, умени­ям и навыкам учащихся по математике к концу каждого года обу­чения (в V классе определен уровень знаний и умений, необходи­мый для преемственной связи с курсом математики VI класса).

ПРОГРАММА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: