Неграмотно написанный текст очень сложно, а порой и вовсе невозможно перевести на другой язык

Тема: «Первоначальные сведения о программировании на языке Pascal».

Очевидный факт:

Неграмотно написанный текст очень сложно, а порой и вовсе невозможно перевести на другой язык.

Это верно и для естественных языков и для языков программирования. Но если переводчик – человек может внести коррективы в перевод, то программа – переводчик (компилятор) этого сделать не может. Любой компилятор требует, чтобы программа, подаваемая ему для перевода, была абсолютно правильно написано.

Компилятор – программа, осуществляющая перевод данной программы написанной на языке программирования в машинный код для последующего выполнения компьютером данной программы.

В языке программирования, как и в любом другом языке, существует синтаксис – правила записи его конструкций - и семантика – смысл его конструкций. Компилятор проверяет только синтаксис. Поиском семантических ошибок занимается программист в процессе отладки своей программы.

Отладка – это поиск и исправление ошибок в программе. При отладке программного продукта применяют тестирование. Тестирование – это составление специальных входных данных и соответствующих им выходных данных (тестов), а затем выполнение программы и проверка полученных результатов. Тестирование позволяет находить семантические ошибки в программе и логические ошибки в алгоритме.

Средства разработки программ на языке Pascal:

- Borland Pascal он же Turbo Pascal

- Object Pascal

- Free Pascal

В составе любой среды разработки имеются:

- текстовый редактор, в котором набираются тексты программ;

- компилятор, превращающий исходные тексты в исполняемый код;

- отладчик, помогающий обнаруживать и исправлять ошибки в программе.

Структура Pascal – программы

Program <имя_программы>;

[ Раздел описания обрабатываемых данных:

констант, переменных,… ]

Begin

[ Тело программы ]

End.

Для программной обработки, в ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей.

Величина — это элемент данных с точки зрения их семантического (смыслового) содержания или обработки. Смысловое (семантическое) разбиение данных производится во время постановки задачи и разработки алгоритма ее решения (входные, выходные и промежуточные).

Исходные (входные) — это данные, известные перед выполнением задачи, из условия.

Выходные данные — результат решения задачи.

Величина имеет следующие характеристики (атрибуты):

имя — это ее обозначение и место в памяти;

тип — множество допустимых значений множество применимых операций к ней и объем памяти отводимый под эту величину;

значение — динамическая характеристика, может меняться многократно в ходе исполнения алгоритма. Во время выполнения алгоритма в каждый конкретный момент величина имеет какое-то значение или не определена.

Постоянной (константой) называется величина, значение которой не изменяется в процессе исполнения алгоритма, а остается одним и тем же, указанным в тексте алгоритма.

Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма.

Имена, даваемые программным объектам (константам, переменным, типам, функциям, процедурам, да и всей программе целиком), называют идентификаторами. Идентификаторы начинаются только с латинской буквы и состоят из цифр, латинских букв и знака «_» (подчеркивания)

В языке Pascal тип величины задают заранее, т.к. все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены (описаны) в разделе описания с указанием их типа. Объявления служат для компилятора источником информации о свойствах величин, используемых в программе, и установления связи между этими величина и их идентификаторами, фиксируя тем самым конкретный смысл, предписанный различным идентификаторам в программе. Согласно объявленным переменным и их количеству компилятор резервирует необходимый объем памяти для хранения значений величин, над которыми выполняются требуемые операции.

Так в языке Pascal различают переменные следующих простых типов: целые (Integer, Byte, ShortInt, Word, LongInt), вещественные (Real, Comp, Double, Single, Extended), логический (Boolean), символьный (Char), перечисляемый, диапазонный (интервальный).

Иерархия типов в языке Pascal:

Описание констант:

Const <идентификатор (имя) константы> = <значение>;

Пример описания:

Const N=1000;

Min=-10;

Simvol='G';

Pi=3.14;

S='PRIVET';

Описание переменной:

Var <имя переменной>: <тип>;

или

Var <список переменных>: <тип>;

Пример описания:

Var D, C, N: Integer;

LogPer: Boolean;

A, B: Real;

K: Char;

Тип переменной определяет

- диапазон допустимых значений, принимаемых величинами этого типа;

- набор операций, допустимых над данной величиной;

- объем памяти, отводимой под эту переменную.

Обмен информацией с ЭВМ предполагает использование определенных средств ввода-вывода. В ЭВМ основным средством ввода является клавиатура, вывода — дисплея.

Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода.

В языке Pascal эта команда выглядит следующим образом:

Read(список переменных, разделенных запятой);

Например,

Var

A: Real; B: Integer; C: Char;

Begin

Read(A, B, C)

End.

Читается: “Ввести вещественную А, целую В и символьную С ”.

Как только в программе встречается вызов процедуры Read, ЭВМ приостанавливает выполнение этой программы и ждет, пока пользователь введет с клавиатуры соответствующие значения, которые по очереди будут присваиваться переменным, перечисленным в списке ввода. Значения вводимых данных одновременно отображаются на экране дисплея. После нажатия клавиши ENTER, когда все переменные примут свои значения из входного набора данных, определенного пользователем, выполнение программы продолжается с оператора, следующего за Read.

В списке ввода значения разделяются между собой пробелом. Присваивание значений из входного потока выполняется слева направо в соответствии с порядком следования переменных в процедуре Read. Процедура ReadLn похожа на Read. Разница лишь в том, что ReadLn реагирует на конец строки, и в случае его обнаружения происходит сразу переход к следующей строке.

Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на экран.

В Pascal эта команда выглядит следующим образом

Write (список констант и/или переменных, разделенных запятой);

Например


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: