Психическое новообразование

С   С
т СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ т
А Г—————1 А
Б •~—''-—'" Б
И Л РЕБЕНОК <=ЮКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА = И Л
Ь Н ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ь Н
Ы И <^ Ы И
П   П
Е   Е
Р ПСИХИЧЕСКОЕ Р
И НОВООБРАЗОВАНИЕ И
     
д   Д

Рис. I. Схема психического развития ребенка

2*


36 Аверин В.А. Психология детей и подростков _____

Ранее мы отмечали, что развитие психики - это за­кономерное изменение психических процессов во време­ни, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результи-руют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рам­ках конкретной ситуации развития, развернутой во вре­мени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завер­шается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которы­ми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Итак, мы подошли к еще одному важному вопросу -вопросу о периодизации психического развития ребенка. Обратимся к краткой истории этого вопроса, из которой всегда полезно извлечь некоторые уроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: