34 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______
Психологическое новообразование - это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста'.
Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).
Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях
|
|
Выготский Л. С. Ук. соч.
Глава 1. Психология развития ребенка 35
периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).
Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность^ периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.
Примерный характер взаимодействия между ними представлен на рис.1. Кратко прокомментируем его.
с | С | |
т | СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ | т |
А | •——| | А |
Б | ^^JL^^ | Б |
И | РЕБЕНОК.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА = | И |
Л | Л | |
ь | ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Ь |
н | н | |
ы и | ^ | ы и |