Геннадий Сергеевич Лебедев

 
 


Геннадий Сергеевич Лебедев - наш земляк. Он - один из тех немногих, кто носит почетное звание Герой Советского Союза, Это правительственное звание было присвоено ему 29 июня 1945 года за отличную боевую работу и проявленное мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецкими захватчиками.

Геннадий Сергеевич - выходец из рабочей семьи. До службы в армии он был помощником мастера на ткацкой фабрике "Томна", и в этот период без отрыва от производства закончил Кинешемский аэроклуб им. Леваневского. В 1941 году добровольно ушел в ряды Советской Армии. С февраля 1943 года, после окончания 1-ой Чкаловской военно-авиационной школы пилотов, участвовал в боевых операциях в качестве летчика-штурмовика на "ИЛ-2".

       
 
 
   
ИЛ - 2


За этот период Геннадий Сергеевич прошел большой и славный боевой путь, от стен Волжской твердыни - Сталинграда - до берегов Черного моря и от Белорусских земель - до Балтийского моря. Он участвовал в битве на реке Миус, прорыве немецкой обороны на реке Молочная, освобождении Донбасса, города Мелитополь, Приднепровья и солнечного Крыма. С июня 1944 года штурмовал и бомбил вражеские войска на 3-ем Белорусском фронте, изгоняя немецких оккупантов из Белоруссии, Литвы и уничтожая их в Восточной Пруссии.

На своем боевом счету бесстрашный и мужественный летчик-штурмовик имеет 164 успешных боевых вылета. Он участвовал в 17-ти воздушных боях и лично сбил 3 вражеских самолета.


С первых дней полетов молодой и талантливый летчик, каким тогда был Геннадий Сергеевич, проявил себя храбрым воздушным воином, отдающим все свои силы и знания делу борьбы с фашизмом, посягнувшим на честь и независимость нашей священной земли.

Получив первое боевое крещение при прорыве немецкой обороны на реке Миус, метко нанося бомбовые и штурмовые удары по скоплению техники и живой силы противника, Геннадий Сергеевич зарекомендовал себя как один из лучших штурмовиков и был награжден орденом Красного Знамени.

В последующей боевой работе по освобождению Донбасса, г. Мелитополя и ликвидации Никопольского плацдарма его боевое мастерство все больше совершенствовалось, опыт возрастал с каждым новым вылетом. Хотя каждый такой вылет мог стать последним. Но, поднимая самолет в небо, люди думали только о поставленной перед ними задачей и выполнении ее любой ценой.

Несмотря на условия метео- и воздушной обстановки, летел в бой Геннадий Сергеевич и настигал вражеские цели с большой эффективностью. Так, 12 ноября 1943 года на Никопольском плацдарме произошло подобное сражение. В составе 4-х "ИЛ-2" он летел штурмовать скопление танков и самоходной артиллерии.


Но над целью наша четверка встретилась с 30-ю немецкими бомбардировщиками. Завязался бой. В результате его дерзкого и умелого проведения четыре самолета противника сразу рухнули на землю. Строй юнкерсов рассыпался. За отличное выполнение задания каждый из четырех летчиков, командующим 8-ой ВА был награжден орденом Красного Знамени. После интенсивных боев на Никопольском плацдарме и в период прорыва обороны немцев на Сиваше и Перекопе Геннадий Сергеевич был назначен командиром звена и в составе 136-го Гв. ШАСКП (Гвардейский Штурмовой Авиационный Сталинградский Краснознаменный полк), впоследствии переименованного в дивизию, с июня 1944 года участвовал в сражениях 3-го Белорусского фронта.

В первую же операцию, в боях на участке Орша-Витебск, он неоднократно демонстрировал свое боевое мастерство, нанося при этом значительный урон противнику. 23 июня 1944 года Геннадий Лебедев, штурмуя немецкие позиции на переднем крае обороны в районе Орехи (Видрица), прямым попаданием бомб поджег 2 танка и пулеметно-пушечным огнем разбил 3 автомашины с боеприпасами. И таких эффективных вылетов было в его боевой работе десятки, за что он неоднократно получал благодарности от командования полка, дивизии и армии.


Отлично были проведены операции по освобождению Белоруссии и Литвы. При штурме позиций противника 1 сентября 1944 года он уничтожил батарею полевой артиллерии. Но после этого был атакован немецкими истребителями, выдержав вражеский натиск благодаря отличной технике пилотирования и умелой тактике ведения воздушного боя, Геннадий Сергеевич вернулся на свой аэродром.

С 16 октября 1944 года началась первая операция по вторжению наших частей в Восточную Пруссию, для разгрома немецких войск в их собственной берлоге. И здесь старший лейтенант Лебедев неустанно громил врага огневой мощью своего самолета.

Несмотря на сильный зенитный огонь, он 16 января 1945 года в группе шести "ИЛ-2" смело атаковал цель в районе Вракупенет и прямым попаданием бомб подбил бронетранспортер. Отразив контратаку, сумел вернуться в полк без повреждений.

25 января 1945 года в составе группы штурмовал узлы сопротивления на юго-восточной окраине города Кенигсберга и подавил две огневые точки ЗА, разбил батарею полевой артиллерии и создал очаг пожара, сопровождающийся взрывами.

Трижды Геннадий Сергеевич штурмовал живую силу и технику противника в районе Хайлигенваль, а 25 марта 1945 года в исключительно плохих метеоусловиях дважды летал громить


оставшуюся группировку фашистов в районе Розенберг, на берегу залива Фриш-Гаф. Точно выйдя к указанному району, он разбил до десяти автомашин, подбил бронетранспортер и подавил две огневые точки МЗА.

Г.С. Лебедев принимал самое активное участие в ликвидации Восточно-Прусской группировки юго-западнее города Кенигсберга.

За боевые подвиги, совершенные им во время Великой Отечественной войны, которые тогда называли боевой работой, Геннадий Сергеевич награжден орденами Ленина, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды, тремя орденами Отечественной Войны I степени, а также медалями. И, конечно, его военный мундир украшает звезда Героя Советского Союза.

В Севастополе, на мемориале Мамаев Курган высечена и фамилия кинешемца Г.С. Лебедева как участника жарких боев за освобождение Крыма.

Такие люди являются гордостью города. Молодому поколению надо знать их имена и учиться у них патриотизму, самоотдаче и готовности прийти на помощь.

материалы подготовлены по

архивным данным кинешемского

горвоенкомата.


С. Каргапольцев в статье «Первый шаг в небо» рассказывает:

"Довольно дисциплинирован. Никаким взысканиям со стороны школы не подвергался". Это строки из характеристики, данной в ноябре 1940 года для поступления в кинешемский аэроклуб ученику юрьевецкой средней школы №1 Борису Мошкову. Именно из кинешемского аэроклуба начался путь в небо будущего летчика-штурмовика, Героя Советского Союза.

На фронт летчик Мошков попал только в июле 1942 года. Но к боевым вылетам приступил не сразу: само­летов не хватало. Через несколько дней после его при­бытия полк, потерявший под Сталинградом все само­леты, был выведен в тыл на перевооружение. Сержант Мошков был включен в группу перегонщиков. Пока бо­евые летчики отдыхали, молодой пилот перегонял с завода для полка новые штурмовики «Ил-2», одновре­менно отрабатывал навыки полетов на боевом само­лете.

 
 


Чтобы стать фронтовым летчиком, Борис Мошков
прошел долгий путь. Еще накануне войны, в конце апреля 1941 года, он добровольцем через кинешемский райвоенкомат вступил в армию. Был направлен в авиационную школу пилотов-бомбардировщиков в г. Поставы (Белоруссия). Только что начавших учебу курсантов эвакуировали на восток, в г. Оренбург, тогда он назывался Чкалов. Здесь, в прослав­ленном военном училище, курсант Мошков освоил но­вый самолет - грозный штурмовик «Ил-2». Только выр­вался на фронт - а тут опять в тыл.

И только весной 1943 года на Центральном фронте приступил к боевой работе. Участвовал в сражении на Курской дуге. Только за месяц боев с июля по август 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета, в ко­торых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, лично сбил истребитель «МЕ-109».


5 августа в боевом вылете в районе города Орла был ранен: в кабине разорвался зенитный снаряд. Несмот­ря на ранение в голову, Мошков продолжил выполне­ние боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Ранение оказалось нетяжелым, и через ко­роткое время он снова был в воздухе.

К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Борис Мошков совершил 106 ус­пешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боепри­пасами, пароход с военными грузами, 2 крупных мос­та, свыше 700 гитлеровцев. Провел 14 воздушных боев, в которых сбил лично он 2 вражеских самолета и 2 самолета сбил его воздушный стрелок. 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну отважный летчик закончил в Берлине коман­диром эскадрильи. Ко Дню Победы на его счету было уже 140 боевых вылетов. Остался в армии, но воен­ную карьеру прервал несчастный случай - автокатас­трофа. После выздоровления медицинской комисси­ей он был признан "ограничено годным" и уволен в запас.

Приехал на родину, в Юрьевец. Работал в лесном хо­зяйстве заведующим гаражом, лесничим в Юрьевецком лесхозе. Но тянуло в авиацию, и в 1948 году он все-таки вернулся в небо - летчиком-инструктором учили­ща пилотов гражданской авиации.

 
 


Затем более 10 лет водил гражданские самолеты в северном небе - по воз­душным трассам Республики Коми. В 1961-1970 годах работал командиром корабля на Горьковском авиаци­онном заводе им. Серго Орджоникидзе.

Только в 1970 году, уйдя на заслуженный отдых, вер­нулся в родной Юрьевец. Ушел из жизни в июне 1984 года. В Юрьевце на здании школы, где учился Борис Мошков, установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориалах в Юрьевце и в Иванове.


9 мая 1945 года весь мир облетела радостная весть о спасении человечества от угрозы фашистского порабощения и закончилась самая страшная в истории война. Но сколько бы ни прошло с тех пор времени, этот светлый и одновременно печальный праздник всегда будет жить в сердцах людей, так же, как наша память всегда будет хранить имена тех, кто отдал свои жизни ради свободы родной земли.

Мы склоняем головы перед памятью о погибших.

Они мечтали вернуться домой живыми. У них были друзья и под­руги! Они сердились и люби­ли! И что-то было в них та­кое, что побуждало их на подвиг, не за награды, а по зову души!

Низкий поклон всем вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.

Литература

1. С. Каргапольцев. Первый шаг в небо. //Приволжская правда.-2010.-31 марта.

2. Е. Кирпонос, М. Новикова. Кинешемский сокол. // Приволж. правда. – 1971. – 17 авг.

3. В.Трофимов. Ценой жизни. // Приволж. правда. – 2006.- 5 мая.

Центральная библиотека им. В.А.Пазухина благодарит Людмилу Семеновну Шлюндину за тот материал, который она любезно предоставила для издания этого сборника. Людмила Семеновна много лет назад работала в детском клубе «Радуга». Она вместе с юными следопытами клуба «Поиск» собрала бесценный материал по истории Кинешемского аэроклуба им. Леваневского.

Сбор материала продолжается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: