Основные понятия и положения темы
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.
В системе профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья школьников, важная роль принадлежит строительству школ. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной обстановке, основываются на физиологических данных взаимодействия организма и среды с учетом возраста учащихся. Проектирование, строительство и благоустройство школ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.
При оценке проекта вначале следует прочитать пояснительную записку, установить тип школы, число детей, на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планировки школьного здания. При рассмотрении генерального плана необходимо выяснить следующие вопросы:
1. Размещение земельного участка (внутриквартальное, смежное с несколькими кварталами).
|
|
2. Конфигурация, общая площадь земельного участка и площадь на одного ребенка.
3. Составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор).
4. Процент застройки участка.
5. Процент озеленения.
6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.
7. Расположение здания школы на участке. При анализе проекта здания школы оценивают:
-Композицию школьного здания (централизованная, блочная, павильонная).
-Этажность здания.
Основные помещения школы:
а) классные комнаты (их число на каждом этаже, площадь, длина и глубина каждой классной комнаты, площадь на одного человека); естественное освещение (ориентация, световой коэффициент, коэффициент заглубления, с какой стороны по отношению к ученикам падает свет);
б) лаборатории (физическая, химическая, биологическая) и кабинеты (истории, географии, литературы, математики, черчения), их размещение, площадь каждого помещения и площадь на одного учащегося. Естественное освещение, наличие лаборантских комнат при лабораториях химии, физики, уголка живой природы при биологической лаборатории;
в) гимнастический зал (расположение, общая площадь, площадь на одного учащегося, высота, естественное освещение и возможность проветривания, наличие раздевалки, душевых, снарядной, комнаты для преподавателей, туалетов);
г) помещения для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские - расположение, общая площадь на одного работающего, естественное освещение; кабинеты машиноведения и электротехники, комнаты ручного труда - площадь и естественное освещение);
|
|
д.) помещение для организации продленного дня.
4. Вспомогательные помещения:
а) рекреационные залы и коридоры (площадь, одно- или двухсторонняя застройка коридоров, естественное освещение);
б) вестибюль с гардеробом (размещение), столовая-буфет (размещение, площадь, наличие подсобных помещений, отдельного входа);
в) актовый зал, комнаты общественных организаций, библиотека (их расположение);
г) туалет (размещение на этажах, количество умывальников, унитазов, соответствие их санитарным нормам). 5. Служебные помещения:
а) кабинет директора и канцелярия (расположение по отношению к входу в здание);
б) кабинет врача (размещение, площадь, глубина);
в) учительская (расположение, площадь).
При экспертизе проекта школы-интерната, кроме вышеизложенных вопросов, необходимо рассмотреть набор помещений жилого корпуса:
1. Спальные комнаты - расположение, площадь общая и площадь на одного воспитанника.
2. Туалет при спальнях - площадь на одного учащегося, число умывальников и унитазов с учетом количества учащихся.
3. Душевые комнаты - площадь, количество рожков.
4. Комната для чистки одежды и обуви - расположение и площадь.
5. Сушилки для одежды - расположение и площадь.
6. Гостиные - рекреационные залы - размещение, общая площадь.
7. Медицинский пункт - расположение, набор помещений, площадь.
8. Пищеблок - складские и производственные помещения, обеденный зал, площадь на 1 место.
Оценку каждого из рассматриваемых вопросов производят путем сопоставления с нормами проектирования школ. Результаты рассмотрения проектной документации оформляются в виде заключения.
Письменное заключение по экспертизе проекта должно состоять из двух частей. В первой части перечисляют все санитарные недочеты или замечания, обосновывая их ссылкой на СНиП. Во второй части студент, предварительно оценивая серьезность санитарных недочетов, должен принять решение о согласовании или отклонении проекта. Вторая часть заключения формулируется четко, конкретно, например: "Проект согласовывается" или "Проект возвращается для доработки с учетом вышеприведенных замечаний".