Основные направления профилактики алкоголизма и других форм аддиктивного поведения у подростков

Противоалкогольное воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирова­ние социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое вос­питание и формирование трезвеннических установок (Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт, 1983; А. Н. Маюров, 1987).

Основные задачи санитарно-гигиенического противоалко­гольного воспитания: 1) повышение санитарной грамотности

и культуры населения; 2) пропаганда здорового образа жиз­ни; 3) искоренение вредных для здоровья привычек.

Опыт показывает, что не только подростки, но и их роди­тели мало знают о вреде, который приносит алкоголь форми­рующемуся организму. Исследования, проведенные Р. В. Ко-четковой (1984) посредством анонимного анкетирования населения одного из крупных городов России, показали, что 9,7 % учащихся школ вообще не знают о том, что алкоголь об­ладает вредными свойствами, 10,7 % — одобряют употребле­ние алкоголя родителями в выходные дни, а 74,8 % — по праздникам; 53,6 % городских жителей не знают о недопусти­мости употребления алкоголя несовершеннолетними, а 13,8 % родителей допускают эпизодические выпивки подро­стков до 16-летнего возраста. Эти исследования наглядно ха­рактеризуют изъяны антиалкогольной пропаганды.

Подросткам и их родителям нужно в доступной форме разъяснить, что алкоголь — не «продукт питания» и неотъем­лемый атрибут многих традиций, а прежде всего вещество с выраженным наркотическим действием. Он, так же как и наркотики, разрушающе действует на весь организм, и, в пер­вую очередь, на клетки головного мозга. Алкоголь — универ­сальное средство, способное лишить человека разума. Если деградация личности у взрослого человека, злоупотребляю­щего алкоголем, наступает в среднем через 10-15 лет, то у подростка — через 3-4 года.

В противоалкогольной пропаганде среди подростков сле­дует также делать акцент на том, что хроническое отравле­ние алкоголем отрицательно влияет на половые и детород­ные функции мужчин и женщин. И. В. Стрельчук (1974) на большом клиническом материале показал, что нарушения половой функции отмечаются более чем у 30 % мужчин, страдающих алкоголизмом. Как установлено исследования­ми, чем раньше подросток начинает пить и чем тяжелее ста­дия алкоголизма, тем больше выраженность и необрати­мость возникающих у него половых расстройств (А. Нохуров, 1978).

Самое страшное последствие пьянства и алкоголиз­ма — неполноценные дети, рождающиеся у родителей, злоупотребляющих алкоголем. У некоторых детей нерв-

но-психические расстройства могут проявляться не сразу, а лишь по достижении ими подросткового и юношеского возраста.

Существует неверное представление о том, что неполноцен­ные дети рождаются только в тех случаях, если зачатие проис­ходит в состоянии алкогольного опьянения. Хроническая алко­гольная интоксикация не менее опасна, чем острое опьянение, особенно если учесть, что алкоголь удерживается в тканях орга­низма в среднем 10-15 суток (Г. И. Езриелев, 1975).

Говоря о психологических аспектах противоалкогольной пропаганды, следует отметить, что одностороннее «запугива­ние» подростков пагубным влиянием алкоголя на организм чаще всего не дает нужного эффекта. Это происходит, во-пер­вых, потому, что изображенная на красочном плакате печень алкоголика или даже заспиртованный в банке уродливый за­родыш представляются подростку далекой абстракцией, не имеющей к нему прямого отношения. Во-вторых, психологи знают, что только негативные стимулы не могут длительно и эффективно определять сложное жизненное поведение. Нуж­ны позитивные элементы, перспективы, цели, мотивы, ради которых необходимо устоять перед соблазном выпить со сверстниками в «хорошей компании».

В противоалкогольной пропаганде важно не только на­глядно показать, почему плохо пить, еще важнее доказать преимущества отказа от употребления алкоголя. И здесь мало одних декларативных заявлений и императивных утвержде­ний. Нужны конкретные, доступные восприятию и понима­нию подростка примеры, подтверждающие и иллюстрирую­щие положение о том, что быть трезвым интереснее и полезнее, чем пьяным.

Стратегия противоалкогольной пропаганды среди подро­стков и их родителей должна быть основана на принципе полного запрещения подросткам употребления спиртных напитков. Многочисленные наблюдения показывают, что основы пьянства как стереотип поведения закладываются именно в подростковом возрасте и быстрее, чем у взрослых, приводят к формированию алкоголизма (Н. Е. Буторина и соавт., 1978, М Д. Пятов, Н. Г. Шуйский, 1983; В. Т. Кондра­тенко, 1986).

Правовой основой противоалкогольной пропаганды среди родителей должен стать закон, предусматривающий ответствен­ность взрослых за вовлечение в пьянство детей и подростков.

Одним из путей формирования трезвеннических устано­вок среди детей и подростков является система противоалко­гольного воспитания в школе, которой сейчас придается государственное значение. Основу противоалкогольного вос­питания и просвещения в школе составляют:

• противоалкогольное просвещение как целостная систе­ма противоалкогольного воспитания, которое должно проводиться на протяжении всех лет обучения и на­правляться на формирование в сознании детей и под­ростков нетерпимого отношения к любым проявлени­ям пьянства и алкоголизма;

• постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь обще­ства в целом;

• проведение противоалкогольной работы в школах пре­имущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);

• распространение противоалкогольного просвещения и на родителей учащихся.

Работа с родителями должна носить дифференцирован­ный характер (для родителей младших, старших учеников). Подобную пропаганду, как показывает опыт, лучше всего проводить на родительских собраниях.

Не менее актуальна проблема противоалкогольного вос­питания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предпри­ятий. Опыт свидетельствует, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других специальных группах, должна носить комплексный и диффе­ренцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по проти­воалкогольному воспитанию следует помнить о том, что под­ростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны

к подражательству. При этом предметом для подражания ча­ще всего служат не декларативно-императивные утвержде­ния о том, что «пьянствовать нельзя, вредно», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей.

Однако проблема пьянства еще далека от своего оконча­тельного решения.

Не менее грозным явлением, особенно среди подростков, становятся все нарастающие в последние годы наркомании и токсикомании. В ряде регионов страны применение наркоти­ков, психотропных средств, вдыхание эфиросодержащих и других «одурманивающих» химических средств принимают широкие масштабы. Нередки случаи, когда «нюхальщики» собираются группами и старшие подростки передают свой «опыт» младшим.

Возраст приобщения к токсическим и наркотическим ве­ществам составляет в среднем 14,2 и 14,6 лет соответственно (А. А. Реан и соавт., 2002).

Согласно статистическим данным МВД России, в 2000 го­ду произошло некоторое сокращение числа подростков, со­стоящих на учете в органах внутренних дел за немедицинское употребление наркотических средств: с 21,1 тысяч в 1998-м до 15,4 тысяч в 2000 году.

Однако официальные хроники, по мнению многих специа­листов, не отражают реальное состояние детской и подрост­ковой алкоголизации и наркотизации. По мнению экспертов, реальное число подростков, страдающих наркоманиями и токсикоманиями, в 6-10 раз выше числа фактически взятых на учет, а число лиц, эпизодически употребляющих наркоти­ческие или токсические вещества, — в среднем в 5,6 раза (Здо­ровье детей России, 1999).

Во многом это обусловлено тем, что значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, проживает в неполных или неблагополучных семь­ях, где родители нередко не дают своего согласия на обследо­вание или лечение ребенка.

Обращение к отдельным исследованиям обнаруживает иные реалии. Так, данные социологических исследований, проведенных во многих городах России, показали, что ми­нимум каждый пятый подросток в возрасте 14-20 лет уже

пробовал наркотики. В некоторых регионах эта цифра еще выше, в Санкт-Петербурге, например, данный показатель со­ставляет 36 % (Е. В. Миронова, 2000). i

Анализ ответов 1640 подростков в возрасте от 10 до 17 лет о степени их осведомленности о наркотиках показал, что ос­новным источником информации во всех возрастных группах учащихся являются средства массовой информации. С воз­растом отмечается снижение страха перед наркотиками, уве­личивается число подростков, пробовавших наркотические вещества. Все опрошенные подростки достаточно осведомле­ны об основном списке наркотиков: от 10-12 наименований в 5-м классе, до 15-16 — в 8-м классе и до 20-25 — в 11-м клас­се. При этом педагоги могут назвать только 3-5 наименова­ний наркотиков (Л. М. Шипицына, 2000).

Распространенность наркотизации и токсикомании среди детей и подростков группы риска, особенно среди беспризор­ных, чрезвычайно велика. Так, по данным, полученным путем обследования контингента детей, поступающих в Центр вре­менной изоляции для несовершеннолетних правонарушите­лей (ЦВИНП), было установлено, что около 25 % московских «уличных» подростков ежедневно принимают наркотики. Речь идет не только о тех подростках, кто эпизодически «ба­луется» наркотиками, но и о больных наркоманией. При этом значительная часть из них — героиновые наркоманы, которые используют, как правило, шприцы «коллективного» пользо­вания. Отсюда быстрое распространение СПИДа в такой сре­де. В последние два года, по сведениям ЦВИНП, ежегодно на­блюдается двукратное увеличение ВИЧ-инфицированных в среде беспризорных детей. В течение 1999 года в ЦВИНП было зарегистрировано около 20 случаев инфицирования подростков из общего числа 6043, доставленных в этот центр. Зная общее число беспризорных, проходящих ежегодно через Москву, следует увеличить эту цифру в пять раз, получив на начало 2000 года не менее сотни ВИЧ-инфицированных бес­призорных детей и подростков (Материалы пресс-конферен­ции, 2000).

Следует также отметить, что алкоголизация и наркотизация подростков идет, как правило, в связке с ранней криминализа­цией, а. также с различными формами девиантного поведения и

психическими отклонениями. Например, около 40 % госпита­лизаций в психиатрические клиники в настоящее время со­ставляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с алкоголизацией, токсикацией и наркотизацией (Психолого-педагогические аспекты, 2000).

По количеству тяжелых осложнений и смертельных исхо­дов прием наркотиков и токсических веществ значительно превосходит пьянство. Профилактика и борьба с этим гроз­ным социальным явлением требует пристального внимания и усилий не только врачей, но и самых широких слоев общества.

Как известно, самый лучший в психологическом плане за­щитный фактор — это обучение социальным навыкам и уме­ниям. Исходя из того, что слабое сопротивление негативным влияниям ближайшего окружения восходит в основном к не­достаточным социальным навыкам и способностям решать проблемы, было проведено большое число проспективных ис­следований первичной профилактики, позволяющих за счет программы, реализуемой в начальных классах школы, вос­препятствовать или снизить потребление алкоголя, табака и наркотиков. Важным содержанием упражнений и тренинга являются: твердое знание доводов «против» употребления алкоголя и упражнения по привитию навыков их использова­ния; тренинг навыков умения сказать «нет» в ситуациях, ко­гда подростку предлагают алкогольные напитки; сбор пози­тивных аргументов в пользу неупотребления алкоголя и знание преимуществ трезвой жизни. Сообщения об эффек­тивном действии таких программ в сфере первичной профи­лактики (Elhckson & Bell, 1990; Botvm, Baker, Dusenbury, Tortu & Botvm, 1990) поддерживают то предположение, что хорошо развитые социальные навыки являются лучшей за­щитой против употребления алкоголя и табака, а также и про­тив желания попробовать наркотики.

Наиболее эффективной программой профилактики зави­симости от психоактивных веществ в настоящее время счи­тается программа формирования жизненных навыков (ФЖН). Цель программы — привитие навыков здорового об­раза жизни, адекватных стереотипов поведения и неприятия злоупотребления психоактивными веществами (В. Д. Мен-делевич, 2001).

В задачи программы входит:

1) развитие социальной и личностной компетентности подростков;

2) выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.

Решение каждой из этих задач предполагает формирова­ние определенных социально-психологических навыков:

• обучение навыкам эффективного общения, критиче­ского мышления принятия решений, выработки адек­ватной самооценки;

• обучение умению «постоять за себя», избегать ситуа­ций неоправданного риска, делать рациональный, здо­ровый жизненный выбор;

• усвоение навыков регуляции эмоций, управления стрессовыми реакциями, разрешения конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: