Противоалкогольное воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок (Ю. П. Лисицын, Н. Я. Копыт, 1983; А. Н. Маюров, 1987).
Основные задачи санитарно-гигиенического противоалкогольного воспитания: 1) повышение санитарной грамотности
и культуры населения; 2) пропаганда здорового образа жизни; 3) искоренение вредных для здоровья привычек.
Опыт показывает, что не только подростки, но и их родители мало знают о вреде, который приносит алкоголь формирующемуся организму. Исследования, проведенные Р. В. Ко-четковой (1984) посредством анонимного анкетирования населения одного из крупных городов России, показали, что 9,7 % учащихся школ вообще не знают о том, что алкоголь обладает вредными свойствами, 10,7 % — одобряют употребление алкоголя родителями в выходные дни, а 74,8 % — по праздникам; 53,6 % городских жителей не знают о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними, а 13,8 % родителей допускают эпизодические выпивки подростков до 16-летнего возраста. Эти исследования наглядно характеризуют изъяны антиалкогольной пропаганды.
|
|
Подросткам и их родителям нужно в доступной форме разъяснить, что алкоголь — не «продукт питания» и неотъемлемый атрибут многих традиций, а прежде всего вещество с выраженным наркотическим действием. Он, так же как и наркотики, разрушающе действует на весь организм, и, в первую очередь, на клетки головного мозга. Алкоголь — универсальное средство, способное лишить человека разума. Если деградация личности у взрослого человека, злоупотребляющего алкоголем, наступает в среднем через 10-15 лет, то у подростка — через 3-4 года.
В противоалкогольной пропаганде среди подростков следует также делать акцент на том, что хроническое отравление алкоголем отрицательно влияет на половые и детородные функции мужчин и женщин. И. В. Стрельчук (1974) на большом клиническом материале показал, что нарушения половой функции отмечаются более чем у 30 % мужчин, страдающих алкоголизмом. Как установлено исследованиями, чем раньше подросток начинает пить и чем тяжелее стадия алкоголизма, тем больше выраженность и необратимость возникающих у него половых расстройств (А. Нохуров, 1978).
Самое страшное последствие пьянства и алкоголизма — неполноценные дети, рождающиеся у родителей, злоупотребляющих алкоголем. У некоторых детей нерв-
но-психические расстройства могут проявляться не сразу, а лишь по достижении ими подросткового и юношеского возраста.
|
|
Существует неверное представление о том, что неполноценные дети рождаются только в тех случаях, если зачатие происходит в состоянии алкогольного опьянения. Хроническая алкогольная интоксикация не менее опасна, чем острое опьянение, особенно если учесть, что алкоголь удерживается в тканях организма в среднем 10-15 суток (Г. И. Езриелев, 1975).
Говоря о психологических аспектах противоалкогольной пропаганды, следует отметить, что одностороннее «запугивание» подростков пагубным влиянием алкоголя на организм чаще всего не дает нужного эффекта. Это происходит, во-первых, потому, что изображенная на красочном плакате печень алкоголика или даже заспиртованный в банке уродливый зародыш представляются подростку далекой абстракцией, не имеющей к нему прямого отношения. Во-вторых, психологи знают, что только негативные стимулы не могут длительно и эффективно определять сложное жизненное поведение. Нужны позитивные элементы, перспективы, цели, мотивы, ради которых необходимо устоять перед соблазном выпить со сверстниками в «хорошей компании».
В противоалкогольной пропаганде важно не только наглядно показать, почему плохо пить, еще важнее доказать преимущества отказа от употребления алкоголя. И здесь мало одних декларативных заявлений и императивных утверждений. Нужны конкретные, доступные восприятию и пониманию подростка примеры, подтверждающие и иллюстрирующие положение о том, что быть трезвым интереснее и полезнее, чем пьяным.
Стратегия противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей должна быть основана на принципе полного запрещения подросткам употребления спиртных напитков. Многочисленные наблюдения показывают, что основы пьянства как стереотип поведения закладываются именно в подростковом возрасте и быстрее, чем у взрослых, приводят к формированию алкоголизма (Н. Е. Буторина и соавт., 1978, М Д. Пятов, Н. Г. Шуйский, 1983; В. Т. Кондратенко, 1986).
Правовой основой противоалкогольной пропаганды среди родителей должен стать закон, предусматривающий ответственность взрослых за вовлечение в пьянство детей и подростков.
Одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе, которой сейчас придается государственное значение. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:
• противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
• постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся раскрытие отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
• проведение противоалкогольной работы в школах преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);
• распространение противоалкогольного просвещения и на родителей учащихся.
Работа с родителями должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, старших учеников). Подобную пропаганду, как показывает опыт, лучше всего проводить на родительских собраниях.
Не менее актуальна проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Опыт свидетельствует, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других специальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.
|
|
При планировании и проведении мероприятий по противоалкогольному воспитанию следует помнить о том, что подростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны
к подражательству. При этом предметом для подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя, вредно», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей.
Однако проблема пьянства еще далека от своего окончательного решения.
Не менее грозным явлением, особенно среди подростков, становятся все нарастающие в последние годы наркомании и токсикомании. В ряде регионов страны применение наркотиков, психотропных средств, вдыхание эфиросодержащих и других «одурманивающих» химических средств принимают широкие масштабы. Нередки случаи, когда «нюхальщики» собираются группами и старшие подростки передают свой «опыт» младшим.
Возраст приобщения к токсическим и наркотическим веществам составляет в среднем 14,2 и 14,6 лет соответственно (А. А. Реан и соавт., 2002).
Согласно статистическим данным МВД России, в 2000 году произошло некоторое сокращение числа подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел за немедицинское употребление наркотических средств: с 21,1 тысяч в 1998-м до 15,4 тысяч в 2000 году.
Однако официальные хроники, по мнению многих специалистов, не отражают реальное состояние детской и подростковой алкоголизации и наркотизации. По мнению экспертов, реальное число подростков, страдающих наркоманиями и токсикоманиями, в 6-10 раз выше числа фактически взятых на учет, а число лиц, эпизодически употребляющих наркотические или токсические вещества, — в среднем в 5,6 раза (Здоровье детей России, 1999).
Во многом это обусловлено тем, что значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, проживает в неполных или неблагополучных семьях, где родители нередко не дают своего согласия на обследование или лечение ребенка.
Обращение к отдельным исследованиям обнаруживает иные реалии. Так, данные социологических исследований, проведенных во многих городах России, показали, что минимум каждый пятый подросток в возрасте 14-20 лет уже
|
|
пробовал наркотики. В некоторых регионах эта цифра еще выше, в Санкт-Петербурге, например, данный показатель составляет 36 % (Е. В. Миронова, 2000). i
Анализ ответов 1640 подростков в возрасте от 10 до 17 лет о степени их осведомленности о наркотиках показал, что основным источником информации во всех возрастных группах учащихся являются средства массовой информации. С возрастом отмечается снижение страха перед наркотиками, увеличивается число подростков, пробовавших наркотические вещества. Все опрошенные подростки достаточно осведомлены об основном списке наркотиков: от 10-12 наименований в 5-м классе, до 15-16 — в 8-м классе и до 20-25 — в 11-м классе. При этом педагоги могут назвать только 3-5 наименований наркотиков (Л. М. Шипицына, 2000).
Распространенность наркотизации и токсикомании среди детей и подростков группы риска, особенно среди беспризорных, чрезвычайно велика. Так, по данным, полученным путем обследования контингента детей, поступающих в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), было установлено, что около 25 % московских «уличных» подростков ежедневно принимают наркотики. Речь идет не только о тех подростках, кто эпизодически «балуется» наркотиками, но и о больных наркоманией. При этом значительная часть из них — героиновые наркоманы, которые используют, как правило, шприцы «коллективного» пользования. Отсюда быстрое распространение СПИДа в такой среде. В последние два года, по сведениям ЦВИНП, ежегодно наблюдается двукратное увеличение ВИЧ-инфицированных в среде беспризорных детей. В течение 1999 года в ЦВИНП было зарегистрировано около 20 случаев инфицирования подростков из общего числа 6043, доставленных в этот центр. Зная общее число беспризорных, проходящих ежегодно через Москву, следует увеличить эту цифру в пять раз, получив на начало 2000 года не менее сотни ВИЧ-инфицированных беспризорных детей и подростков (Материалы пресс-конференции, 2000).
Следует также отметить, что алкоголизация и наркотизация подростков идет, как правило, в связке с ранней криминализацией, а. также с различными формами девиантного поведения и
психическими отклонениями. Например, около 40 % госпитализаций в психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с алкоголизацией, токсикацией и наркотизацией (Психолого-педагогические аспекты, 2000).
По количеству тяжелых осложнений и смертельных исходов прием наркотиков и токсических веществ значительно превосходит пьянство. Профилактика и борьба с этим грозным социальным явлением требует пристального внимания и усилий не только врачей, но и самых широких слоев общества.
Как известно, самый лучший в психологическом плане защитный фактор — это обучение социальным навыкам и умениям. Исходя из того, что слабое сопротивление негативным влияниям ближайшего окружения восходит в основном к недостаточным социальным навыкам и способностям решать проблемы, было проведено большое число проспективных исследований первичной профилактики, позволяющих за счет программы, реализуемой в начальных классах школы, воспрепятствовать или снизить потребление алкоголя, табака и наркотиков. Важным содержанием упражнений и тренинга являются: твердое знание доводов «против» употребления алкоголя и упражнения по привитию навыков их использования; тренинг навыков умения сказать «нет» в ситуациях, когда подростку предлагают алкогольные напитки; сбор позитивных аргументов в пользу неупотребления алкоголя и знание преимуществ трезвой жизни. Сообщения об эффективном действии таких программ в сфере первичной профилактики (Elhckson & Bell, 1990; Botvm, Baker, Dusenbury, Tortu & Botvm, 1990) поддерживают то предположение, что хорошо развитые социальные навыки являются лучшей защитой против употребления алкоголя и табака, а также и против желания попробовать наркотики.
Наиболее эффективной программой профилактики зависимости от психоактивных веществ в настоящее время считается программа формирования жизненных навыков (ФЖН). Цель программы — привитие навыков здорового образа жизни, адекватных стереотипов поведения и неприятия злоупотребления психоактивными веществами (В. Д. Мен-делевич, 2001).
В задачи программы входит:
1) развитие социальной и личностной компетентности подростков;
2) выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определенных социально-психологических навыков:
• обучение навыкам эффективного общения, критического мышления принятия решений, выработки адекватной самооценки;
• обучение умению «постоять за себя», избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор;
• усвоение навыков регуляции эмоций, управления стрессовыми реакциями, разрешения конфликтов.