Формы кризисной психотерапии

Индивидуальная

Семейная

Групповая

кризиса пациента в частности и готов применить адекват­ные виды помощи. В результате психотерапевт восприни­мается как понимающий, чуткий и заслуживающий доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоцио­нальной изоляции и безнадежности (Clinical practice of psychology, 1981).

Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия пациента, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологиче­ского кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает от-реагирование пациентом подавляемых эмоций, что умень­шает аффективную напряженность. Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал игнорируется

• 248 • • Часть 3

с помощью избирательного выслушивания, что способству­ет кризисной ориентации терапии.

В процессе беседы следует обращать пристальное внима­ние на «факторы суицидального риска» (Г. Каплан, Б. Сэ-док, 1994, 1998): одиночество, наличие хронических (в осо­бенности инвалидизирующих) заболеваний, потерю близкого человека в недавнем прошлом, наличие предшест­вующих суицидальных попыток и т. п.

Нередко в таких случаях бывает целесообразным прямо спросить подростка, есть ли у него желание умереть. Быто­вавшие в прежние годы опасения, что прямой вопрос может «натолкнуть» клиента на мысль о самоубийстве, малообос­нованы: у клиента имеется масса возможностей «натолк­нуться» на эту мысль и без нашей помощи.

В иных ситуациях этот вопрос можно поставить в дру­гом плане: «Что вас (тебя) удерживает в жизни?». Практи­ка показывает, что лица со сформированными «антисуи­цидальными представлениями» отвечают четко и определенно («семья, близкие люди»; могут выявляться представления о «позорности», «греховности» самоубий­ства и т. п.).

Ситуации, когда «человек оказывается психологиче­ски не в состоянии привести даже для своего оправдания жизнеутверждающие аргументы, которые говорили бы против навязчивых мыслей о самоубийстве» (В. Франкл, 2000. С. 16), могут свидетельствовать о непрочности «ан­тисуицидального барьера» и повышенном суицидальном риске.

Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решаю­щего поведения производится путем актуализации анти­суицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не сни­жать самооценку подростка и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.

Заключение терапевтического договора предусматрива­ет локализацию кризисной проблемы, формулирование ее в понятных пациенту терминах, соглашение с ним о кризис­ной ориентации терапии и сроках лечения, разделение ответственности за результат совместной работы с призна­нием за подростком способности самостоятельно контроли­ровать свои суицидальные тенденции и отвечать за приня­тие решений и их выполнение; оговаривается также посредничество психотерапевта в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, должностными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: