1. К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно и обращать на них внимание.
2. Если подросток находится в депрессии (расстройства настроения встречаются у 15 % подростков и юношей) (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1994), не игнорируйте его состояние, не преуменьшайте и не отрицайте, а поддержите его эмоционально и похвалите за недавние успехи. Скажите, что чувства подавленности и тоски обычны для людей с серьезными эмоциональными проблемами, но со временем наступит облегчение (Р. Вуллис, 1998).
3. Если возникнет впечатление, что подросток готовится к самоубийству, постарайтесь выяснить, есть ли у него конкретный план действий, и чем острее ситуация, тем важнее:
— обратиться за профессиональной психотерапевтической помощью;
— постараться добиться от подростка обещания, что он не будет действовать под влиянием нахлынувших чувств, не поговорив с вами или по «телефону доверия»;
— спрятать опасные предметы (таблетки, бритвы, ножи и т. п.), которые могут быть использованы для реализации попытки самоубийства.
|
|
Планирование последующей психотерапевтической работы осуществляется в соответствии с «уровнем терапевтической установки», без опережения готовности пациента к внутренним изменениям.
На втором этапе кризисной психотерапии — этапе кризисного вмешательства, когда купируются аффективные расстройства, что значительно снижает актуальность суицидальных тенденций, переходят к когнитивной перестройке, осуществляемой в несколько этапов.
Период выхода из острого кризиса является оптимальным для когнитивной перестройки потому, что в это время суицидальный риск сведен к минимуму (на фоне адекватной психофармакотерапии, назначаемой при необходимости), готовность к внутренним изменениям еще достаточно высока и, кроме того, сохраняется характерная для кризисного состояния пластичность личностных структур, необходимая для подобной перестройки.
Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента, при этом решаются следующие задачи. Данный этап посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса. В процессе проблемных дискуссий проводится рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, достигается распознание пациентом у себя неадаптивных установок, препятствующих использованию им необходимых способов разрешения кризисной ситуации, и осуществляется их коррекция.
По словам видного австрийского психотерапевта В. Франкла (2000. С. 46), «мы должны во что бы то ни стало довести до сознания человека, решившегося на самоубийство, что самоубийство не может разрешить никакую проблему. Мы должны показать ему, как похож он на шахматиста, который, получив тяжелую позицию, сметает с доски все фигуры. Этим он не решает шахматную проблему. Тем более в жизни ни одна проблема не решается путем того, что жизнь отбрасывают....Человек, который выбирает добровольную смерть, нарушает правила игры жизни. Эти правила не требуют ведь от нас, чтобы мы любой ценой побеждали, но требуют, чтобы мы никогда не прекращали борьбу».
|
|
Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, как правило, включает поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми подросток мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие его микросоциальную адаптацию. Попытки подростка вернуться к обсуждению симптомов преодолеваются с помощью фокусирования на намеченной задаче. Терапевтический контакт обычно сохраняется благодаря тому, что на этапе вмешательства для подростка важна не столько мягкость психотерапевта, сколько его усилия по оказанию действенной помощи в скорейшем разрешении психологического кризиса.
Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, имеет важное значение, поскольку данные установки являются одной из основных причин суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию. Как правило, подобные установки формируются в раннем детстве под влиянием неблагоприятных условий воспитания, глубоко интериоризируются, что затрудняет для подростка осознание их неадаптивности и препятствует их психотерапевтической коррекции.
Коррекция неадаптивных психологических установок осуществляется прежде всего в отношении суицидогенной установки - представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности. Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных факторов. Необходимо отметить, что попытки прямой девальвации ценности, конкурирующей в с ценностью жизни, могут привести к нарастанию аффективной напряженности и психологического сопротивления (психотерапевтическому вмешательству. У подростков с акцентуацией характера, приводящей в условиях межличностного конфликта к развитию суицидоопасных реакций, необходимой оказывается выработка мотивации к перестройке коммуникативной сферы.
Активизация терапевтической установки необходима 1для переключения усилий подростков с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению. Одновременно с поощрением успехов подростка в выполнении терапевтического плана и других проявлений зрелости его внимание обращается на его недостаточную подготовку в достижении последующих целей. Таким образом, подготавливается переход к третьему этапу кризисной терапии - этапу повышения докризисного уровня адаптации.
Одним из эффективных когнитивно-бихевиоральных приемов коррекции суцидального поведения является «Контаминация суицидальных фантазий».
Этот прием определяют как «детальное исследование суицидальной фантазии для того, чтобы сделать ее реальное воплощение невозможным» (Held, Bellows, 1983).
Многие индивидуумы, склонные к суицидальному поведению, создают тщательно продуманные фантазии, включая в них людей, с которыми они больше всего взаимодействуют. Склонный к суициду подросток может фантазировать, например, что все учителя в школе или одноклассники будут глубоко шокированы и раскаются, когда услышат о его/ее смерти. Фантазии могут включать в себя скорбящих родителей и родственников, сожалеющих о всех тех неприятностях, которые они доставили бедному кандидату в самоубийцы. Пациент может также фантазировать о том, что его смерть принесет пользу всем членам семьи — после его смерти у них будто бы будет меньше трудностей.
|
|
План психотерапии основывается на том факте, что пациент грозит совершить самоубийство или даже уже причинил себе вред до данной беседы. Психотерапевт должен иметь некоторые сведения о семейной структуре еще до первого интервью с таким пациентом. Может быть, предварительно стоит побеседовать с членами его семьи.
Психотерапевт отмечает, что пациент, возможно, предвидел, какой эффект его суицид может произвести на окружающих, и предлагает клиенту вообразить себе вероятную реакцию его близких, когда они вдруг узнают о его смерти: как они будут себя вести на похоронах и после них. Пациента просят в деталях описать свои фантазии на эту тему. Кто конкретно придет на похороны? Как участники похорон будут одеты? Как будут стоять, что делать? О чем говорить? Что будут есть участники поминок? Какая будет погода? Появятся ли некрологи в газетах?
Полученная информация позволяет психотерапевту оценить причины суицида. Если имеет место «злая гордость», он может допытаться «замутнить» эту фантазию пациента. Вопросы о деталях, относящиеся к реальности жизни, сами по себе лишают переживания пациента мистической окраски, делают их менее «героическими».
Затем психотерапевт предлагает пациенту «разыграть» его фантазию, исполняя по очереди роли всех участников возможной трагедии (вариант психодраматического метода). Активный игровой процесс, кроме всего прочего, снижает напряжение, источником которого являются мысли о суициде. Когда сценка разыграна, психотерапевт может указать пациенту на вероятный источник его мотивации — на «злую гордость». Часто пациент, получив от психотерапевта информацию о действительной причине его фантазий, находит иные решения, возможные в его жизненной ситуации, кроме «окончательного». Кроме того, психотерапевт может в красках описать, что происходит с телом, когда оно оказывается в земле, как черви будут по нему ползать и т. п. Он может также упомянуть и о том, что газета, в которой опубликуют некролог, будет использована для того, чтобы завернуть мусор, затем ее сожгут... Психотерапевт может сказать и о том, что близкие люди, вероятнее всего, вскоре забудут несчастного и займутся своими повседневными делами.
|
|
Если же пациент хочет вызвать чувство вины у членов семьи, психотерапевт излишне преувеличивает ущерб, который будет причинен этим поступком, и таким образом повышает цену тех действий, которые клиент собирается совершить. Возможен и альтернативный подход — терапевт чрезмерно снижает значение планируемых действий и представляет все таким образом, что цена этих действий не соответствует ожиданиям.
Другая процедура состоит в том, чтобы клиент вербально выразил свой гнев (вариант «психотерапии отреагирования»). В рамках групповой или семейной психотерапии можно организовать воображаемое или даже реальное «избиение» подушкой того человека, которому клиент желал бы «отомстить», с последующим обсуждением причин «эмоционального взрыва».