Цель: Осознание собственных агрессивных тенденций и трансформация их в социально приемлемую активность. Вводная часть включает:
1. Упражнение «качели» («покачаться» на спинах друг4 друга).
2. Обсуждение домашнего задания «письмо другу». Рабочее время.
1. Упражнение в парах «только поддерживая друг друга, можно достичь лучшего будущего»: из исходного положения, сидя на корточках, захватив друг друга за локти, упираясь спинами, попытаться встать.
2. Передвигаясь по комнате в режиме «броуновского» движения, сказать с максимальной экспрессией каждому встречному «да», потом «нет».
3. Придумать телесную метафору слова «нет».
4. Игра «Эволюция». Состоит из трех последовательных частей: проживание в виде одноклеточной амебы, в виде четвероногого животного, в виде человека. Участникам предлагается «жить и звучать». Разговаривать запрещается. Время каждого этапа жизни на Земле задает ведущий, отстукивая определенный ритм: медленный, более быстрый, танцевальный.
5. Прояснение отношения каждого участника группы к проблеме агрессивного поведения:
|
|
• В какой форме (конструктивной или деструктивной) чаще проявляется ваша агрессивная энергия?
• Как вы поступаете с ней: даете ход или сдерживаете?
• Как вы относитесь к ней: боитесь или получаете удовольствие?
6. В ходе обсуждения ведущий может рассказать «Притчу о Змее»:
«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая, злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал:
«Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям боль и страдания, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения) предыдущих упражнений.
Домашнее задание: описать ситуации, которые могут воз-j никать в результате проявлений агрессивного поведения.