Цель: Формирование границ «Я» и «Не-я», работа с чувством стыда.
Вводная часть:
1. Игра «погонять хлопки по кругу».
2. Обсуждение домашнего задания: рисунки «самый грустный день моей жизни» и «самый счастливый день моей жизни».
Рабочее время посвящено выполнению следующих упражнений.
1. Упражнения из гештальт-терапии: «Я», «Он», «Я и Он»: какое-то время последовательно осознавать, что «Я — это Я, с моими собственными мыслями, чувствами и дыханием», «Он — это Он, с его собственными мыслями, чувствами и дыханием», одновременно «Я и Он; и то поле взаимодействия, которое становится бесконечным»
2. Упражнение «обозначить качество контакта». Работа осуществляется в парах, с закрытыми глазами, без слов. Каждый пытается определить для себя, показать другому только при помощи рук содержание называемых психотерапевтом качеств: контроль, любовь, надежда, глубина, истина, безопасность, удовольствие, сила, спокойствие или мир. Постараться понять другого и прийти к общему обозначению. После выполнения упражнения обязательно обсуждение.
|
|
3. Обучение использованию «Я»-высказываний вместо «Ты»-высказываний
Цель «Я»-высказываний — принять ответственность за собственные мысли и чувства в данный момент, сообщить о них другому, выразить желание, чтобы он определенным образом изменил свое поведение, и пригласить его открыто обсудить возможные пути для этого.
Посредством «Я»-высказываний мы сообщаем человеку о своих чувствах, ставим его в известность, что так или иначе задеты. Поскольку «Я»-высказывание не нацелено на то, чтобы обвинить другого, то велика вероятность, что он вас выслушает и нормально ответит.
4. Игра «У меня есть тайна». Психотерапевт просит, чтобы участники не делились своими личными тайнами (тема домашнего задания), а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть представление каждому участнику случая похвастаться перед другим, «какую страшную тайну он/она хранит в себе».
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.
Домашнее задание:
1. Составить два рассказа о ситуациях, в которых чувствовали бы злость, огорчение или раздражение по принципу «Я»-высказываний.
2. Написать «письмо другу (подруге)», в котором постараться объяснить мотивы своего поведения, за которое стыдно, попытаться рассказать, почему поступил (поступила) таким образом.