Цель: Дифференциация приемлемых и неприемлемых! способов выражения агрессии, обучение новым приемам разрядки агрессивности.
Вводная часть:
1. Упражнение «уступить — не значит проиграть». В парах, стоя напротив, пытаться столкнуть друг друга с места.
2. Обсуждение домашнего задания: ситуаций, которые могут возникать в результате агрессивного поведения.
Рабочее время.
1. Предложить нарисовать «свой гнев».
2. По кругу предложить завершить предложение: «Сегодня я сердит, потому что...» с целью помочь увидеть, что причиной этого часто является страх и обида.
3. Предложить сформулировать высказывания, которые помогут справиться с гневом.
4. Работа с энергией верхнего плечевого пояса (по А. Лоу-эну). Она состоит из трех этапов:
• «Закипание» энергии. Участники лежат на ковре, на спине, ноги согнуты в коленях. Руководитель просит отводить руки за голову и с силой ударять о пол так, чтобы «ладошки прилипали к полу».
• «Проведение энергии». Ситтер (помощник) просит сопротивляться ему руками, продолжая оставаться в исходном положении на полу, до тех пор, пока у участников будут силы сопротивляться.
|
|
• «Отдых». По времени отдых составляет 1/2 времени выполнения упражнения.
5. Использование медитативных техник, направленных на обретение спокойствия, уверенности в себе, внутренней целостности (В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов, 1999; К. Ю. Королев, 2000).
Обсуждение трудностей, возникших в ходе выполнения упражнений.
Домашнее задание:
1. Выполнять упражнения аутотренинга один раз в день.
2. Применять другие приемлемые способы, чтобы справляться с чувством гнева; подготовить самоотчет.