Цель: Осознание и выражение собственных чувств, работа с «боязнью сильных чувств». Вводная часть:
1. Упражнение «поздороваться глазами, потом спинами».
2. Обсуждение домашнего задания; выполнение техники расслабления через дыхание «продышать тело».
3. Показать по очереди неодушевленный предмет.
4. Упражнение «зеркало». Можно проводить в парах: один «отражает» второго. Можно устроить галерею зеркал, где движения одного повторяют все участники группы.
Рабочее время включает в себя следующие упражнения.
1. Объяснение разницы между мыслями, чувствами и поведением.
Поведение — это то, что мы делаем. Иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь успехов в жизни. Мысли — это то, что происходит в нашем уме (например, когда мы рассуждаем при решении математической задачи; при оценивании (когда мы делаем выбор в своем уме): «стоит ли мне брать сигарету, если мне ее предложили?».
Чувства еще называют «эмоциями». Это наши переживания разных событий. Чувства можно «ощущать»: например, слабость в коленях при чувстве страха. Чувства можно «осознавать»: понимать, какое чувство испытываешь в данное время. Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, если нам страшно, и попросить о помощи, если нам грустно и одиноко. Чувства не бывают хорошими или плохими — это часть нас самих.
|
|
А вот поступки, которые мы можем совершать под влиянием наших чувств, могут быть хорошими или плохими, например, когда вы обижаете другого только потому, что вас кто-то обидел. Чувства могут быть слабыми, умеренными или сильными. Например, вы можете огорчиться, рассердиться или прийти в ярость.
2. Фрустрационный тест (на основе взрослого варианта теста Розенцвейга). Участники группы разбиваются на пары. В паре одному дается инструкция, какую фразу он должен произнести, чтобы вызвать у партнера ощущение препятствия или обвинения. Тот, в свою очередь, должен выразить свою непосредственную реакцию невербальным способом. После этого члены группы пытаются озвучить, выразить словами смысл реакции.
3. Упражнение на успокоение «биологическое дыхание» с использованием активизации дыхания на вдохе: приподнимание бровей, опускание нижней челюсти, подъем шеи, вытягивание рук, дотрагивание до подключичных точек и стоп.
В ходе обсуждения задаются вопросы:
• Какие примеры чувств вы можете привести?
• В каких ситуациях могут возникать эти чувства?
• Какое поведение обычно вызывают эти чувства?
• Какие другие формы поведения возможны? Домашнее задание:
1. Говорить что-нибудь хорошее друзьям или родственникам, делиться своими чувствами два раза в день. Например: «Мама, я тебя люблю», «Я благодарен тебе, спасибо за твою помощь».
2. Нарисовать рисунки: «самый грустный день моей жизни» и «самый счастливый день моей жизни».
3. «У меня есть тайна»: подумать о каком-либо важном и | тщательно хранимом личном секрете.