Четвертое занятие

Цель: Осознание и выражение собственных чувств, работа с «боязнью сильных чувств». Вводная часть:

1. Упражнение «поздороваться глазами, потом спинами».

2. Обсуждение домашнего задания; выполнение техники расслабления через дыхание «продышать тело».

3. Показать по очереди неодушевленный предмет.

4. Упражнение «зеркало». Можно проводить в парах: один «отражает» второго. Можно устроить галерею зеркал, где движения одного повторяют все участники группы.

Рабочее время включает в себя следующие упражнения.

1. Объяснение разницы между мыслями, чувствами и по­ведением.

Поведение — это то, что мы делаем. Иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь успехов в жизни. Мыс­ли — это то, что происходит в нашем уме (например, когда мы рассуждаем при решении математической задачи; при оцени­вании (когда мы делаем выбор в своем уме): «стоит ли мне брать сигарету, если мне ее предложили?».

Чувства еще называют «эмоциями». Это наши пережива­ния разных событий. Чувства можно «ощущать»: например, слабость в коленях при чувстве страха. Чувства можно «осоз­навать»: понимать, какое чувство испытываешь в данное вре­мя. Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, напри­мер, убежать, если нам страшно, и попросить о помощи, если нам грустно и одиноко. Чувства не бывают хорошими или плохими — это часть нас самих.

А вот поступки, которые мы можем совершать под влияни­ем наших чувств, могут быть хорошими или плохими, напри­мер, когда вы обижаете другого только потому, что вас кто-то обидел. Чувства могут быть слабыми, умеренными или силь­ными. Например, вы можете огорчиться, рассердиться или прийти в ярость.

2. Фрустрационный тест (на основе взрослого варианта теста Розенцвейга). Участники группы разбиваются на пары. В паре одному дается инструкция, какую фразу он должен произнести, чтобы вызвать у партнера ощущение препятствия или обвинения. Тот, в свою очередь, должен выразить свою непосредственную реакцию невербальным способом. После этого члены группы пытаются озвучить, выразить словами смысл реакции.

3. Упражнение на успокоение «биологическое дыхание» с использованием активизации дыхания на вдохе: приподни­мание бровей, опускание нижней челюсти, подъем шеи, вытя­гивание рук, дотрагивание до подключичных точек и стоп.

В ходе обсуждения задаются вопросы:

• Какие примеры чувств вы можете привести?

• В каких ситуациях могут возникать эти чувства?

• Какое поведение обычно вызывают эти чувства?

• Какие другие формы поведения возможны? Домашнее задание:

1. Говорить что-нибудь хорошее друзьям или родствен­никам, делиться своими чувствами два раза в день. На­пример: «Мама, я тебя люблю», «Я благодарен тебе, спасибо за твою помощь».

2. Нарисовать рисунки: «самый грустный день моей жиз­ни» и «самый счастливый день моей жизни».

3. «У меня есть тайна»: подумать о каком-либо важном и | тщательно хранимом личном секрете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: