Цель: Завершение групповой работы (обобщение опыта» обретение независимости, постановка личностных целей и определение путей их достижения).
Вводная часть:
1. Упражнение «помычать в круге». Предлагается всем стать в круг, плечом друг к другу, и помычать звук «хм» в центр круга. Постараться услышать «звук группы», услышать себя в этом звуке, слиться с ним.
2. Обсуждение домашнего задания: ситуации «Счастье человечества» и «Миллион».
Рабочее время.
1. Медитативные упражнения (примерные формулы см. ниже) с целью обретения свободы, силы и независимости.
2. Упражнение: стать перед зеркалом и сказать: «Чего я хочу достичь...»
Обсуждение итогов групповой работы в целом:
• Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
• Что вы узнали о себе?
• Чем вы станете гордиться?
• Как вы станете использовать то, чему научились в группе? и т. п.
Ритуал прощания:
Создание «групповой поэмы». Психотерапевт раздает подросткам по листку бумаги и фломастеру. Попросите их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Каждый подросток пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше он передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того, как каждый напишет по одной строчке на всех листах, законченная поэма возвращается автору первой строки.
|
|
Написание открыток с благодарностями. Каждый подросток складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри свое имя. Дальше подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.
После завершения работы в группе следует провести повторное консультирование через 2—3 недели, чтобы определить возможные изменения в установках, поведении и настроении участников группы. Можно встретиться с каждым участником индивидуально или организовать общую встречу.
Медитативные техники, используемые в процессе групповой психотерапии девиантных форм поведения у подростков