СЕМИНАР ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В форме дистанционного обучения
Тема: Психология подросткового возраста
А. Вопросы для повторения и самоконтроля:
· Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
· Подросток глазами физиолога (особенности психофизиологического развития).
· Ведущая деятельность подростка. Особенности общения подростка со сверстниками.
· Особенности развития личности подростка: мотивы и потребности, определяющие поведение. Развитие самосознания: «чувство взрослости», «Я-концепция».
Задания по самоконтролю: проверьте себя, как Вы усвоили основную информацию по теме «Психология подростка» на лекции. Если вопрос вызывает у Вас затруднение, обратитесь к конспекту лекции или учебнику.
· назовите календарные границы подросткового возраста,
· определите главную специфику социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте, попробуйте выразить содержание ССР в виде краткой формулы «подросток - ….?»
· назовите главное противоречие ССР подростка,
|
|
· почему подростковый возраст называют периодом «гормональной бури» или «пубертатным» возрастом?
· назовите основные направления в физиологическом развитии подростка,
· почему Л.С.Выготский называл первую половину подросткового возраста «отрицательным периодом»?
· какие психофизиологические особенности подростка необходимо учитывать взрослым при общении с ним?
· определите главный психологический смысл общения подростка со сверстниками – почему именно это общение становится ведущей деятельностью?
· в чем сходство и различие в общении со сверстниками в подростковом и дошкольном возрасте?
· что такое «социальная мимикрия» подростка?
· назовите главные потребности подростка
· назовите основные изменения в самосознании подростка,
· чем отличается понятие «чувство взрослости» от понятия «взрослость»?
· что, на Ваш взгляд, становится причиной появления «чувства взрослости» у подростка?
· какие формы утверждения «взрослости» у подростков Вы можете назвать?
· дайте определение понятию «Я-концепция»,
· определите факторы, способствующие развитию Я-концепции подростка, и назовите причины психологической инфантильности подростка
В. Самостоятельная учебная работа
Для расширения ваших знаний о психологии подростка прошу найти в учебной литературе информацию по следующим вопросам:
· Возрастной кризис подростка: общее и специфично-подростковое.
· Особенности общения подростка со взрослыми (родители, учителя).
· Развитие познавательной сферы подростка. Особенности учебной деятельности подростка.
|
|
· Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте.
· Психические новообразования подросткового возраста.
Внимание: по каждому вопросу необходим краткий конспект.
Задание для самоконтроля: на основании изученногоматериала заполните таблицу по основным психологическим категориям подросткового возраста (хронологические границы возраста, ССР, ведущая деятельность, главные потребности, психические новообразования, возрастной кризис).
Учебная литература:
- «Возрастная психология и психология развития» - электронный учебник (Самарский гос.университет, 2009) – был направлен вам по электронной почте в формате PDF.
· Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2005.
· Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Р-н-Д.- 2007.
· Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.1997.
· Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998 (гл.8 и 9)
· Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,2006 и позднее (раздел 9.3. в главе 9)
· Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в обучении и в жизни. М.,1990
· Крайг Г. Психология развития. -2000. Раздел 6: Главы 12 (физиологическое и когнитивное развитие подростка) и 13 (развитие личности подростка).
· Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. СПБ.,2001.