Тема: Психология подросткового возраста

СЕМИНАР ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В форме дистанционного обучения

Тема: Психология подросткового возраста

А. Вопросы для повторения и самоконтроля:

· Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

· Подросток глазами физиолога (особенности психофизиологического развития).

· Ведущая деятельность подростка. Особенности общения подростка со сверстниками.

· Особенности развития личности подростка: мотивы и потребности, определяющие поведение. Развитие само­сознания: «чувство взрослости», «Я-концепция».

Задания по самоконтролю: проверьте себя, как Вы усвоили основную информацию по теме «Психология подростка» на лекции. Если вопрос вызывает у Вас затруднение, обратитесь к конспекту лекции или учебнику.

· назовите календарные границы подросткового возраста,

· определите главную специфику социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте, попробуйте выразить содержание ССР в виде краткой формулы «подросток - ….?»

· назовите главное противоречие ССР подростка,

· почему подростковый возраст называют периодом «гормональной бури» или «пубертатным» возрастом?

· назовите основные направления в физиологическом развитии подростка,

· почему Л.С.Выготский называл первую половину подросткового возраста «отрицательным периодом»?

· какие психофизиологические особенности подростка необходимо учитывать взрослым при общении с ним?

· определите главный психологический смысл общения подростка со сверстниками – почему именно это общение становится ведущей деятельностью?

· в чем сходство и различие в общении со сверстниками в подростковом и дошкольном возрасте?

· что такое «социальная мимикрия» подростка?

· назовите главные потребности подростка

· назовите основные изменения в самосознании подростка,

· чем отличается понятие «чувство взрослости» от понятия «взрослость»?

· что, на Ваш взгляд, становится причиной появления «чувства взрослости» у подростка?

· какие формы утверждения «взрослости» у подростков Вы можете назвать?

· дайте определение понятию «Я-концепция»,

· определите факторы, способствующие развитию Я-концепции подростка, и назовите причины психологической инфантильности подростка

В. Самостоятельная учебная работа

Для расширения ваших знаний о психологии подростка прошу найти в учебной литературе информацию по следующим вопросам:

· Возрастной кризис подростка: общее и специфично-подростковое.

· Особенности общения подростка со взрослыми (родители, учителя).

· Развитие познавательной сферы подростка. Особенности учебной деятельности подростка.

· Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте.

· Психические новообразования подросткового возраста.

Внимание: по каждому вопросу необходим краткий конспект.

Задание для самоконтроля: на основании изученногоматериала заполните таблицу по основным психологическим категориям подросткового возраста (хронологические границы возраста, ССР, ведущая деятельность, главные потребности, психические новообразования, возрастной кризис).

Учебная литература:

  • «Возрастная психология и психология развития» - электронный учебник (Самарский гос.университет, 2009) – был направлен вам по электронной почте в формате PDF.

· Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2005.

· Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Р-н-Д.- 2007.

· Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.1997.

· Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998 (гл.8 и 9)

· Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,2006 и позднее (раздел 9.3. в главе 9)

· Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в обучении и в жизни. М.,1990

· Крайг Г. Психология развития. -2000. Раздел 6: Главы 12 (физиологическое и когнитивное развитие подростка) и 13 (развитие личности подростка).

· Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. СПБ.,2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: