Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны

Среди них выделяются следующие:

- политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, изда­ние законов и др.);

- экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство до­рог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);

- правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);

- социальная функция (установление МРОТ, пенсий, пособий, стипендий, выделе­ние средств на здравоохранение и тд.);

- экологическая функция (разработка природоохран­ного законодательства, закрытие предприятий, загрязня­ющих природную среду, наложение штрафов и др.);

функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;

другие функции.

Внешние функции — это основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся:

- функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена. Сейчас государства старают­ся решать свои проблемы цивилизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует
целый ряд международных организаций (ООН, Совет Европы и др.), которые занимаются улаживанием конф­ликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;

- дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (по­сольств и консульств), находящихся за границей. Их за­дачей является поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонима­ния и сотрудничества во всех областях межгосударствен­ных связей;

- функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Основным международ­ным органом здесь является Совет Безопасности - по­стоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабиль­ности и безопасности в мире и региональные международ­ные организации, например Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.;

- внешнеэкономическая функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить своими силами или невыгодно, или невоз­можно в силу климатических условий территории или отсутствия соответствующих природных богатств;

- социальная функция. Социальная помощь (выделе­ние финансовых средств, списание долгов, поставка меди­цинского и иного оборудования, продуктов питания и одежды, направление специалистов и др.) осуществляется в отношении развивающихся стран (например, Сома­
ли, Эфиопии, Судана);

- экологическая функция. Она все больше и больше выдвигается в разряд основных. Проявляется эта дея­тельность чаще всего в направлении в районы экологи­ческого бедствия (с согласия того или иного государ­ства) необходимого оборудования и контингента людей для ликвидации его последствий;

- функция культурного сотрудничества. Она осуще­ствляется на основе как двусторонних, так и многосто­ронних договоров между странами. Этим также занима­ются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность коор­динирует ЮНЕСКО. Культурным сотрудничеством зани­мается и немало частных организаций. Так, например, при их посредничестве в Москве побывали такие звезды мирового музыкального искусства, как Майкл Джексон и Мирей Матье, оперная певица Монтсеррат Кабалье, Rolling Stones и Deep Purple и другие.

Это надо запомнить!

1. Назначение государства в обществе состоит в:

а) ре­шении общих дел;

б) разрешении социальных споров;

в) урегулировании отношений с другими странами;

г) установлении и обеспечение правопорядка с помощью принуждения.

2. Функции государства — это основные направления его деятельности,

3. Функции государства делятся на внутренние и вне­шние.

4. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению жизнью страны. К ним относятся политическая, экономиче­ская, правоохранительная, социальная, экологическая, транспортная, информационная и другие функции.

5. Внешние функции — это основные направления дея­тельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержки мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, социальная, экологи­ческая, функция культурного сотрудничества.

Вопросы для контроля

1. Сравните по продолжительности периоды развития человечества до возникновения государства и после него.

2. Что означает фраза: «Государство решает общие дела»? Какие у людей есть общие дела, общие ин­тересы?

3. Почему количество общих дел с развитием обще­ства неуклонно возрастает?

4. Что означает слово «арбитр»? Какие споры между людь­ми возникают наиболее часто и кто их разрешает?

5. Какие отношения могут возникнуть между госу­дарствами? Всегда ли они носят бесконфликтный характер?

6. Какими способами можно разрешить споры между государствами?

7. Почему именно государству люди стали доверять применение мер принуждения к правонарушите­лям?

8. Какие меры принуждения может применять госу­дарство?

9. Что такое функции государства и какие их виды вы знаете?

10. В чем проявляется политическая функция госу­дарства и что означает слово «политика»?

11. В чем заключается экономическая функция госу­дарства? Разве люди сами не могут решить, что им производить и что покупать?

12. Что такое социальная функция государства и поче­му ранее (до XIX в.) ни одно государство мира ее не выполняло?

13. Чем отличается правоохранительная функция госу­дарства от деятельности по охране обычаев в пер­вобытном обществе?

14. В чем заключается экологическая функция госу­дарства и почему она появилась только в середине XX в.?

15. Приведите пример того, как наше государство реа­лизует функцию борьбы с последствиями стихий­ных бедствий.

16. В чем заключается функция обороны и как, на ваш взгляд, наше государство ее выполняет?

17. Зачем нужно осуществлять дипломатическую функ­цию богатому и процветающему государству, ко­торое может себя всем обеспечить и отразить лю­бую агрессию?

18. Зачем России участвовать в поддержке мирового порядка с помощью ООН, если только членство в этой организации ежегодно обходится в несколько миллионов долларов? Не лучше ли было бы эти деньги направить на развитие образования?

19. Зачем России участвовать в международной тор­говле, если у нее есть все природные ресурсы, из которых при желании можно произвести практи­чески все необходимое народу?

20. Зачем мы приглашаем зарубежных артистов и платим за их выступления большие деньги, если наши артисты уезжают работать за рубеж? Не лучше ли повысить оплату их труда?

ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте диалог двух лиц и предложите вариант разрешения спора.

Покупатель: Я по поводу бракованного товара. Вот чек, подтверждающий, что эти туфли были куплены в вашем магазине неделю назад. Посмотрите, на что они стали похожи после первой же носки.

Продавец: К сожалению, проданный товар мы не обме­ниваем.

Покупатель: Этот товар - туфли, стало быть, обувь, на которую распространяется определенный порядок об­мена.

Продавец: Знаете, с обувью не все так просто, я не могу принять никаких претензий. Кстати, можно взгля­нуть на чек? Бывает, человек раздобудет где-нибудь чек и идет менять свои старые туфли...

Покупатель: Я не знаю, что там бывает, но у меня чек именно за эти туфли, и я требую их замены!

Продавец: Ну-ка покажите их... Хм... Да в них не меньше года ходили!

Покупатель: Я потому и пришел, что за день носки они превратились в рухлядь.

Продавец: Я бы и рад вам помочь, но при всем жела­нии обменять туфли не могу — у нас уже не осталось ни одной пары.

Покупатель: Тогда верните деньги!

Продавец: У меня не такая зарплата, чтобы платить из своего кармана. Извините, вы мешаете мне работать, у меня покупатели.

2. Представьте, что вы член правительства, которое обсуждает вопрос о том, где взять деньги для повышения пенсий и пособий многодетным семьям. Предлагается много вариантов. Каково ваше мнение?

— повысить налоги;

— подпечатать немного денег и раздать их этим кате­гориям граждан;

— повысить квартирную плату;

- перевести здравоохранение полностью на платную основу;

- ввести плату за обучение в вузах;

- ввести частичную оплату за обучение в 10—11 классах;

- повысить оплату проезда в общественном транс­порте;

- повысить ставку дорожного налога;

- другие.

3. Придя из школы и пообедав, вы решили немного отдохнуть и посмотреть очередную серию телевизионно­го фильма. Но телевидение не работает. На экране над­пись: «Сегодня на телевидении выходной». Можно ли обвинять государство в том, что оно не выполняет свои функции?

4. Администрация села Шаткино вынесла постановле­ние, согласно которому лица призывного возраста отбы­вают срок службы в родном селе и используются на ра­ботах, выполнение которых крайне необходимо местно­му хозяйству. Основание: в селе существует большой дефицит рабочей силы, поскольку основную массу жите­лей составляют пенсионеры. Оцените с разных позиций постановление местной администрации.

5. Директор школы своим приказом исключил из школы ученика 9 класса за то, что тот принес в школу газовый баллончик и, решив попугать им товарищей, по вредил одному из них глаза. Родители исключенного уче­ника обратились в суд с просьбой признать решение ди­ректора незаконным. Судья искового заявления от них не принял, сказав, что данное дело ему неподсудно. Законно ли поступил судья?

6. Селивановы решили купить дом у соседей для сво­его сына, который недавно женился. Селивановы и их соседи хорошо знали друг друга и полностью друг другу доверяли. Будучи уверенными, что ни одна из сторон не собирается обманывать, они оформили куплю-продажу расписками (одна сторона в расписке подтвердила факт передачи ей дома, а другая - - факт получения ею денег за проданный дом). Новый собственник (глава молодой семьи) пришел в местную администрацию платить налог на недвижимость и за землю, предъявил расписки и
был очень удивлен, что его не признают истинным вла­дельцем дома и отказываются принимать деньги. Права ли местная администрация?

7. Работники милиции, позвонив в дверь квартиры, вошли в нее без разрешения хозяина, мотивируя это тем, что у них имеются данные о совершающемся в этой квартире преступлении. Произведя осмотр кварти­ры и не найдя ничего подозрительного, они удалились. Гражданин, чья квартира подверглась осмотру, обратился с жалобой в прокуратуру. Законны ли действия милиции? Составьте ответ прокурора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: