Это надо запомнить!
1. Нормы - это, иначе, правила поведения.
2. Нормы делятся на две группы: несоциальные и социальные.
3. Несоциальные нормы — это правила поведения, регулирующие отношение человека к природе, технике.
4. Видами несоциальных норм являются математические, физические, химические, физиологические, биологические, климатические, санитарно-гигиенические, сельскохозяйственные, технические и другие нормы.
5. Социальные нормы — это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.
6. К числу социальных норм относятся ритуалы (обряды), мифы, обычаи, нормы религиозные, правовые, моральные, политические, нормы этикета, эстетические нормы.
7. Мораль — это совокупность представлений общества о том, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.
8. Мораль и право в большинстве случаев совпадают.
9. Право отличается следующими признаками:
— состоит из обязательных норм;
— его исполнение обеспечивается силой государственного принуждения;
— нормы права закрепляются в юридических документах;
— правовые нормы отличаются определенностью, ясностью, точностью;
— право внутренне упорядочено и представляет собой систему норм.
10. Право — это система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.
11. В развитии права можно выделить три этапа: детство (архаичное право), юность (сословное право) и зрелость (развитое право).
12. Архаичное право отличалось тем, что:
- носило устный характер;
- было казуистичным;
- не имело системы;
- не знало понятия вины;
- возлагало коллективную ответственность.
13. Сословное право делилось на несколько частей:
- феодальное (поместное) право;
- манориальное (крепостное) право;
- городское (полицейское) право;
- торговое (купеческое) право;
- гильдейское (цеховое) право;
- каноническое (церковное) право.
14. Особенности сословного права таковы:
- оно регулировало жизнь общества фрагментарно;
- оно упорядочивало отношения лишь внутри сословий;
- оно было противоречивым.
15. Развитое право отличается всеобщностью и универсальностью.
Вопросы для контроля
1. Что такое норма?
2. На какие группы можно разделить нормы?
3. Что регулируют несоциальные нормы?
4. Какие виды несоциальных норм вы знаете? Приведите примеры.
5. Что произойдет, если человек не будет соблюдать
несоциальные нормы?
6. Что регулируют социальные нормы?
7. Какие виды социальных норм вы знаете? Приведите примеры.
8. Что такое мораль?
9. Что общего между правом и моралью?
10. В чем состоит различие права и морали?
11. Как соотносятся право и мораль?
12. Когда возникло право и какие доказательства существуют на этот счет?
13. Почему первые источники права имели столь не обычную для нас форму: каменные плиты, стелы, монументальные памятники, деревянные доски и т. п.?
14. Почему до сих пор не выработано единое понимание права?
15. Что означает обязательность норм права?
16. Какие по степени обязательности правовые нормы можно выделить? (Сравните нормы конституционные, нормы, касающиеся поступления в вузы,
пенсионные нормы и др.)
17. Как вы понимаете выражение «право охраняется силой государства»?
18. Почему в России в ходу выражение «право — это закон», если это не так на самом деле?
19. Все ли нормы права являются достаточно определенными? Прочитайте статью 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в которой
формулируется понятие мелкого хулиганства, и скажите: расплывчатый ее характер -- недоработка законодателя или в этом есть какой-то резон?
20. Почему правовые нормы существуют в системе и как вы это понимаете?
21. Дайте определение права.
22. Какие этапы в своем развитии прошло право?
23. Почему архаичное права носило в основном устный характер?
24. Что означают слова «казус», «казуистика» и по чему архаичное право было казуистичным?
25. Несистематизированный характер архаичного права — это недоработка людей, писавших древние законы, или объективная закономерность?
26. Почему в древности не было деления права на отрасли, хотя бы на уголовное и гражданское?
27. Справедливо ли наши древние предки применяли коллективную ответственность (ответственность рода, общины, семьи), если деяние совершал один конкретный человек?
28. Какие части сословного права вы знаете?
29. В чем состоит особенность сословного права?
30. В чем особенности права развитого?
ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ
1. В связи с беспокойством по поводу здоровья школьникови с дефицитом учителей по физическому воспитанию Управление образования одного из округов приняло инструкцию, которая возлагала на родителей обязанность обеспечить своим детям занятия по физической культуре. Выбор форм таких занятий, будь то запись в спортивную секцию, гимнастика у себя дома, посещение бассейна или что-то другое, оставался за родителями. Главное, чтобы учащиеся не пропускали занятия в школе по болезни. Инструкция предусматривала и санкции за невыполнение возложенной обязанности, а именно оплату родителями дополнительных занятий с проболевшим учеником по тарифу, который устанавливали сами школы, исходя из платежеспособности населения, проживавшего около школы. Скажите, эффективно ли, на ваш взгляд, урегулирование этого актуального для нашей страны вопроса с помощью права? Какой вы предлагаете выход?
2. На проходной сахарного завода вахтер попросил одного из рабочих распахнуть куртку, поскольку ему показалось, что тот под ней что-то скрывает. Когда рабочий отказался, был вызван наряд службы безопасности, сотрудники которого действительно обнаружили привязанные с внутренней стороны куртки небольшие пакеты с сахаром.
Возник шум. Большинство рабочих, окончивших смену и выходивших с завода, встали на сторону расхитителя. «Вы что, не знаете закона? Это же хищение!» — горячился начальник службы безопасности. «Да отпустите его, подумаешь, какое преступление!» — хором кричали рабочие. Как по-вашему, свидетельствует ли такое отношение к норме закона о том, что она носит бумажный характер? Ознакомьтесь со статьей 7,27 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Изображение одного известного политика было размещено на пакете с молоком. Эти пакеты поступили в широкую продажу. Политик был страшно возмущен и обратился с иском в суд за компенсацией морального вреда в сумме 100 тыс. р. Вызванный в судебное заседание директор молочного завода подтвердил, что сделал это специально: во-первых, из интервью данного политика он узнал, что истец очень любит молоко; во-вторых, чтобы повысить популярность политика, чьи взгляды директор разделяет; в-третьих, для рекламы и узнаваемости своей молочной продукции. Какое решение вы приняли бы на месте судьи, если законом эта ситуация прямо не предусмотрена? Ознакомьтесь с нормами ГК РФ о моральном вреде.
4. Во время прогулки два молодых человека обратили внимание на проходивших мимо симпатичных девушек и решили с ними познакомиться. Они их догнали и предложили посидеть с ними в кафе. Девушки смерили их презрительным взглядом и быстро пошли прочь, «Они нас не поняли», - решили ребята и бросились их догонять. Остановив девушек, они повторили свое предложение и для убедительности назвали адрес, где располагалось популярное кафе. Перепуганные девушки, увидев милицейский патруль, обратились за защитой.
В отделении милиции ребята рассказали все как было. Составили протокол, где они расписались, что все, написанное в нем, соответствует действительности. Их доставили в суд, где судья вынес решение об их аресте на 15 суток, квалифицировав их поведение как мелкое хулиганство. Ознакомившись со статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и комментарием к ней, скажите: правильно ли решено дело? Проанализируйте данную статью на предмет точности ее формулировок и ответьте на вопрос: нуждается ли она в изменении, дополнении или выполняет свою роль?