Введение. Цель исследования: произвести исследование основных психических процессов у испытуемого

Цель исследования: произвести исследование основных психических процессов у испытуемого.

Материалы и оборудование: комплект методик, направленных на изучение когнитивной сферы психики (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь).

Методики:

1. Исследование наблюдательности.

2. Исследование преобладающего способа запоминания.

3. Исследование индивидуальных особенностей воображения.

4. Определение ригидности/лабильности мыслительных процессов при помощи методики словесный лабиринт.

5. Исследование концентрации внимания с помощью методики Пьерона-Рузена.

6. Исследование ригидности речи.


1. Исследование наблюдательности.

Цель: определить уровень развития наблюдательности.

Материалы и оборудование: две несложные по сюжету и количеству деталей картинки по типу найди отличие, бумага, ручка, секундомер.

Инструкция: Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите отличия. Время восприятия картинок ограничено одной минутой. По сигналу "стоп" картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые Вы заметили.

Анализ результатов и выводы: количество отличий, найденных испытуемым, составляет 6 из 7 за 1 минуту времени. Коэффициент наблюдательности рассчитывается по формуле: К=(Рнайденные - Рошибочные)/Рфактические.

Таким образом, коэффициент наблюдательности испытуемого равняется 0.9, что является высоким показателем, учитывая максимальный коэффициент, равный 1. Исходя из полученных результатов, можно заключить, что у испытуемого высоко развита наблюдательность.


2. Исследование преобладающего способа запоминания.

Цел ь: выявить тип преобладающего запоминания при разных формах предъявления словесного материала.

Материалы и оборудование: 4 набора слов, выражающих конкретные понятия (один из наборов - на отдельных карточках), бумага, ручка, секундомер.

Процедура: исследование состоит из 4 опытов. В первом слова предъявляются на слух. Во втором - зрительно, причем каждое слово написано на отдельной карточке. В третьем - моторно-слуховая форма. В четвертом - комбинированное слуховое, моторное и зрительное восприятие.

Инструкция. Опыт 1: Вам будут предъявлены слова для запоминания. Внимательно прослушайте их и постарайтесь запомнить. Затем, по просьбе экспериментатора, запишите все слова, которые Вы запомнили, на бумаге.

Опыт 2: Вам будут предъявлены слова на отдельных карточках. Внимательно посмотрите на них и запомните. Затем напишите на бумаге то, то Вы запомнили.

Опыт 3: Вам будут предъявлены слова. Внимательно прослушайте их и нарисуйте на столе воображаемые картинки, изображающие эти слова. Затем запишите то, что Вы запомнили на бумаге.

Опыт 4: Вам будут предъявлены слова. Запишите их на отдельном листе бумаги, пока экспериментатор читает их. Затем переверните лист и на обратной стороне напишите то, что Вы запомнили.

Анализ результатов и выводы: в первом, втором и четвертом опытах испытуемый правильно запомнил 10 из 10 предъявленных слов. В третьем опыте - 9. Такие результаты можно интерпретировать как высокую степень владения исследуемыми типами запоминания, причем моторно-слуховая форма запоминания преобладает чуть менее остальных.
3. Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Цель: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость/ригидность воображения и степень его ригидности/оригинальности.

Материалы и оборудование: три листка бумаги 10х6 без клеток или линеек. На них изображены контуры круга диаметром 2.5 см, равностороннего треугольника и квадрата со стороной 2.5 см. Карандаш, секундомер.

Процедура проводится индивидуально или в группе до 15 человек. После окончания тестирования испытуемый дает самоотчет, понравилось ли ему и какие чувства он испытывал.

Инструкция: используя изображенный на этом рисунке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок, качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «стоп» рисование прекратите. Время рисования каждого рисунка – 60 секунд.

Анализ результатов и выводы: обработка результатов производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков.

Показатели: А) уровень сложности воображения – определяется по самому сложному из трех рисунков. Всего уровней пять:

1 – контур используется как основная деталь рисунка. Рисунок простой, без дополнений, представляет собой одну фигуру.

2 – контур – основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

3 – контур – основная деталь, рисунок представляет собой некоторый сюжет, могут быть введены детали.

4 – контур – основная деталь, но рисунок является сложным сюжетом с добавлением деталей и фигурок.

5 – рисунок представляет собой сложный сюжет, контур использован как одна из деталей.

Б) гибкость воображения и степень фиксированности образов представлений – определяется по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

- Гибкое воображение – фиксированность не отражается в рисунках, все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внешнюю, так и внутреннюю часть контура.

- Фиксированность слабая, гибкость средняя – два рисунка на один и тот же сюжет.

- Сильная фиксированность и ригидность воображения – все рисунки имеют один и тот же сюжет вне зависимости от степени сложности.

В) Стереотипность воображения – определяется по содержанию рисунка:

- типичное (воображение стереотипное);

- оригинальное (воображение творческое).

Типичные рисунки:

1. Для круга – солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

2. Для треугольника – треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо.

3. Для квадрата – человек с квадратной голой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, геометрический куб, аквариум, салфетка, письмо.

Показатель оригинальности считается высоким, если все рисунки нестереотипичны.

По результатам исследования у испытуемого выявлен высокий уровень оригинальности (все рисунки нестереотипические), воображение гибкое, степень фиксированности образов низкая. Воображение творческое, есть склонности к художественному искусству.


4. Определение ригидности/лабильности мыслительных процессов при помощи методики словесный лабиринт.

Цель: определить уровень ригидности/лабильности мыслительных процессов при помощи методики словесный лабиринт.

Материал и оборудование: 10 словесных лабиринтов на отдельных карточках, секундомер. Зашифрованные слова: 1. Докладывать, 2. Подвижность, 3. Эксперимент, 4. Управляющий, 5. Факультатив, 6. Выступление, 7. Предложение, 8. Пролетариат, 9. Содружество, 10. Языкознание.

Инструкция: сейчас Вам будут даны карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты осмысленные слова. Задача – как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила:

1. Вход начинается с правого нижнего угла. Выход в левом верхнем углу.

2. Передвижение по прямой по горизонтали и вертикали, можно совершать повороты на 90 градусов.

3. Каждая пройденная буква входит в зашифрованное слово.

Найденное слово запишите, время фиксируется. Задания выполняйте по порядку.

Анализ результатов и выводы: если показатели времени являются стабильными – мышление лабильное. Большие различия между показателями – это признак ригидности мышления.

Исходя из полученных результатов, для испытуемого характерна лабильность мышления. Судя по понижению по времени решения задач, можно говорить о феномене научения.


5. Исследование концентрации внимания с помощью методики Пьерона-Рузена.

Цель: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузена, карандаш, секундомер.

Инструкция: Вам предложен тест с изображенными на нем квадратами, треугольниками, ромбами и кругами. По сигналу «начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки: в квадрат – галочку, в круг – плюс, в ромб – точку, в треугольник – минус. Знаки расставляйте подряд построчно. Время ограничено 60 секундами. По сигналу «стоп» расставлять знаки прекратите.

Анализ результатов и выводы: уровень концентрации внимания определяется по таблице:

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
    Очень высокий
91-99   Высокий
80-90   Средний
65-79   Низкий
64 и менее   Очень низкий

За ошибки ранг снижается: 1-2 ошибки – на 1 ранг, 3-4 на 2, 5 и более – на три.

В итоге, исходя из полученных результатов, можно заключить, что испытуемый, обработав за отведенное время 81 знак и не сделав ни одной ошибки, обладает средним уровнем концентрации внимания.


6. Исследование ригидности речи.

Цель: исследовать уровень ригидности речи у испытуемого.

Материалы и оборудование: лист бумаги, ручка, цветные однотипные картинки с изображением пейзажей.

Инструкция: перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение, исходя из сюжета картинки, время не ограничено, работа заканчивается, когда сочинение достигает объема в 300 слов.

Анализ результатов и выводы: показатель ригидности речи оценивается по количеству повторов в тексте. После 100 написанных слов ставится вертикальная черта. Каждая сотня оценивается отдельно.

Кол-во слов Большая Средняя Малая Лабильность
    8-9 4-7 0-3
    10-11 7-9 3-6
    12-13 9-11 6-8

По итогам тестирования испытуемый допустил 13 повторов в первой сотне и 11 повторов во второй. Исходя из этого, можно заключить, что степень ригидности речи большая, ближе к средней.

Рекомендации: расширять словарный запас путем чтения художественной литературы, словаря синонимов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: